Эвакуация, аварийное покидание
Фото, пусть и не лучшего качества, отлично передает атмосферу шухера и марширующего песца. Не надо так.

Воздушный транспорт — самый безопасный из всех видов транспорта (Каким бы странным это утверждение не казалось на фоне заглавной фотки). Это вам скажет любой, имеющий к нему хоть какое-то отношение. Однако, как говорят в американском кино, дерьмо случается. И к этому нужно быть готовым. Потому, изрядная часть всего, что делается в авиации, имеет своей целью минимизировать последствия случившегося дерьма. Сегодня мы рассмотрим, пожалуй, наиболее ярко выраженную разновидность неприятности, которая может произойти с самолетом и людьми, в нем находящимися.

Неприятность эта — нештатная посадка с последующей аварийной эвакуацией. Причины могут быть разные, но основных две. Первая — мы горим. Комментарии излишни. Пассажирам необходимо брать ноги в руки и оперативно сваливать подальше от самолета. Желательно — без паники, не создавая толкучки и давки. Вторая причина — мы не горим, но можем загореться. Происходит обычно при невыпуске шасси или разрушении конструкции самолета во время посадки. Действия — абсолютно те же. Ноги в руки и сваливаем. Как это сделать грамотно, какие присутствуют подводные камни и как от них уберечься — вот тема нашего сегодняшнего разговора.

Сразу уточню, что эвакуация из самолета так же необходима и при вынужденной посадке на воду, но там своя специфика, которую подробно я рассматривать не буду, дабы не загромождать текст.

Эвакуация
Эвакуация после разрушения самолета в Усть-Усинске. Навернувшийся мужик намекает, что, по задумке, процесс должен проходить чуть иначе.

Начнем мы наш разговор с двух требований, предъявляемых ко всем без исключения пассажирским самолетам. Без их выполнения самолет просто не получит разрешения на эксплуатацию. Первое — фюзеляж (с находящимися внутри людьми) должен выдерживать огонь в течение двух минут, сам при этом не горя. Второе — возможность эвакуации из самолета всех пассажиров в течение девяноста секунд через половину аварийных выходов. Затрудняюсь сказать, как испытывается первое — не уверен, что фюзель поджигают и стоят с секундомером, а вот второе проверяется максимально приближенно к реальным условиям. Самолет полностью забивается людьми (обычно — сотрудниками завода-производителя), после чего подается команда на эвакуацию. Половина аварийных выходов при этом деактивирована. Какие именно — «спасающиеся» не знают.

Как можно догадаться по количеству летающих авиалайнеров — обычно в норматив укладываются. Правда, при подобных испытаниях никто не теряет ориентировку в пространстве из-за удара обо что-то твердое, никому на голову не падает тяжелый чемодан с багажной полки, и уж точно никто не паникует. Так что данные испытания — в определенной мере условность.

Теперь давайте перейдем собственно к эвакуации. Ради простоты будем считать, что вы сидите возле выхода (а соответственно, молоды, здоровы и крепки — старого и больного туда сажать не должны даже за деньги). Разновидностей аварийных выходов существует три:

— дверь. Самая обычная, через которую в самолет заходят пассажиры, грузится питание и прочие нужности.

— аварийная дверь. Используется только для эвакуации.

— аварийный люк, он же — выход на крыло. Как правило, если есть аварийные двери — нет люков, и наоборот. Исключение сходу припоминаю только одно — В737-900. Там четыре обычных двери, две аварийных и четыре люка.

Все двери, что обычные, что аварийные, оснащены специальными надувными трапами. При посадке на воду эти же трапы используются как плоты. Аварийные люки предназначены исключительно для эвакуации при пожаре, плотов не имеют, и при посадке на воду открывать их смысла нет. Ну, если при этом ваш самолет не горит, разумеется.

Эвакуация при посадке на воду
Примерно так это выглядит. После того, как все места будут заняты — трап отцепляется от самолета и отплывает в сторону.

После того, как мы узнали, что на самолете есть — давайте посмотрим, как оно работает. Входные двери имеют два режима работы — наземный и полетный, они же — «disarmed» и «armed». В первом — дверь просто открывается руками, как и положено нормальной уважающей себя двери. Во втором — при открытии двери (специальным толкателем либо вручную — зависит от типа ВС) автоматически распускается и надувается аварийный трап. 

На видео — роспуск трапа В-737. Old scool, все делается ручками. На его основном конкуренте — А320 — все похоже, только дверь открывается сама, с помощью пневмотолкателя.

Соответственно, при эвакуации по трапу, ваша задача — дойти до двери, съехать по трапу вниз и шустро отскочить в сторону, чтобы вам на шею не прилетел следующий за вами товарищ по несчастью. При спуске рекомендую особо не щелкать лицом и не уходить в себя, а постараться приземлиться на ноги, ибо задницей об бетон — это больно, да и были случаи со сломанными копчиками и сотрясениями мозга. «Ударился жопой — сотряслись мозги», ага. Было бы смешно, если б не было грустно.

Перед эвакуацией проводники могут скомандовать снять обувь. Вызвано это тем, что в старых моделях трапов резиновая оболочка теоретически может быть порвана острыми каблуками. Если ваш самолет садится не в тундре или джунглях за хренадцать километров от цивилизации — рекомендую прислушаться. 

Отдельно об аварийных дверях писать смысла нет — они от люков отличаются лишь наличием трапов и размерами, а действия открывающего что люк, что аварийную дверь, одинаковы. Поэтому сразу перейдем к аварийным выходам на крыло, они же — overwing exits. В отличие от дверей, тут есть определенные нюансы. Первый — они открываются не проводниками, а пассажирами. Поэтому перед открытием необходимо посмотреть наружу — от того, что вы откроете выход в сторону пожара, лучше не будет никому. Открываются они достаточно просто.

На видео — А320 старой версии. На новых модификациях этого семейства, а также на 737NG аварийный люк не остается у вас в руках, а открывается наружу-вверх. После того как вы потянули за ручку — сразу же ее отпустите. Иначе есть вариант, что механизмом открытия вас выдернет из кресла, аки редиску из грядки и приложит головой обо что-то твердое.

Открываются люки в том числе и снаружи. Так что, если вдруг в вашем огороде аварийно сел авиалайнер — можете помочь людям выбраться наружу. Единственное — не стойте в проеме люка при его открытии. Механизм (если он есть, конечно) там весьма мощный, и при определенном невезении челюсть разнесет запросто.

Ну и в завершении статьи я замкну круг и покажу вам видео с 737 classic, на котором хорошо видно, что же именно не было сделано на заглавной фотке. Правда, стропу на всю длину не разматывают и здесь, но она вполне нормально показана.

https://vk.com/century_arch

#AKaras@century_arch

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *