В доисторические времена, когда человечество еще училось разговаривать и только-только отходило от жизни в пещерах, перед людьми встал вопрос: как хранить мысли? Устное творчество и речь поначалу справлялись, но с ростом хозяйственного развития, расстояний и населения их стало не хватать. В этот момент и зародилась письменность и, собственно, литература.

Первоначально люди использовали перо и бумагу – а вернее, тростниковый стилус и глиняную табличку –  для деловых переписок, торговли и войны. На обломках древней империи шумеров было обнаружено бесчисленное множество маленьких прямоугольных кусков глины с самым разным содержанием – от списка товаров до приказов полководцев: достоверно известно послание от совета жрецов города Лагаша военному вождю города – лугалю, – датированное 2600 г. до н.э. В нем сообщается о переброске подкреплений из города и приказом обороняться до их подхода. Однако, подобные «послания» имеют мало общего с художественной литературой.

Литература. Глиняные таблички из Ура, около XXVII века до н.э.
Глиняные таблички из Ура, около XXVII века до н.э.

И все-таки мы не зря вспомнили Шумер. Дело в том, что с незапамятных времен культура шла в ногу с религией. Первые песни, танцы и скульптуры возникли как часть древних ритуалов, необходимых для успокоения духов и богов. Постепенно формируется закрытая каста жрецов, централизирующая власть и души людей. И в этот момент на арену выходит литература.
Устное творчество, кроме недолговечности, обладает еще одной проблемой – оно способно искажаться в процессе передачи. Меняются имена, события, описания. К примеру, в русской сказке «Финист-Ясный сокол» временные рамки различались от 6 до 33 лет. Надо ли говорить, что такой вариант не слишком устраивал жрецов, чья власть целиком держалась на культах и мифах?

Храм-зиккурат шумеров, современная реконструкция
Храм-зиккурат шумеров, современная реконструкция

Мифология шумеров чрезвычайно разнообразна – от вполне типичных для всех народов песен и сказаний о сотворении мира, Великого потопа до сложных песен и поэм. Первым дошедшим до нас крупным мифом является «Эпос о Гильгамеше». Это шумерская поэма, датированная XVIII до н.э., повествующая о приключениях и жизни полубога Гильгамеша и его друга-побратима Энкиду, о смерти и жизни богов и народов Междуречья (современный Ирак). Впрочем, А.Н.Веселовский в своей работе «Историческая поэтика» указывает, что эпос возник намного раньше – возможно, в третьем тысячелетии, что делает его вообще самым ранним литературным произведением на Земле. Эпос неоднократно редактировался и изменялся – найдено несколько сотен табличек, каждая из которых служит частью одного из вариантов поэмы. Наиболее полная «коллекция», дошедшая до нас — это его аккадская версия, однако и она далеко не цельна – существуют таблички более раннего периода, включающие эпизоды, отсутствующие в аккадской версии. И все же, – именно эта версия признана оригиналом. И именно из нее многие сюжеты перекочевали в другие, куда более знаменитые произведения. Но об этом – чуть позже.

Литература. Оттиск глиняной таблички, содержащий отрывок "Эпоса о Гильгамеше"
Оттиск глиняной таблички, содержащий отрывок «Эпоса о Гильгамеше»

В своем развитии шумеры настолько преисполнились, что как будто бы уже сто триллионов миллиардов лет проживали в Междуречье и триллионах подобных мест, активно торгуя и организовывая кровопролитные войны между собой и с соседями. В одной из таких войн они и столкнулись с другой древнейшей цивилизацией, уже познавшей все прелести письменности. Конечно, это был Египет.

Надо сказать, что, в отличие от Междуречья, В Древнем Египте литература не была привилегией исключительно жрецов. Если в Шумере мы не знаем ни одного художественного произведения нерелигиозного содержания этого периода, то в Египте появляются совершенно новые типы литературы – биографии и автобиографии. Но это говорит не о каком-то сверхинтеллекте египтян, далеко нет. Просто, в отличие от вечно раздробленного Междуречья, Египет уже к третьему тысячелетию смог объединиться в единое государство, с единой властью и единым административным аппаратом, в то время как города Шумера постоянно разрушались и вырезались, автобиографии и исторические документы уничтожались, память о прошлых властителях безжалостно стиралась.  Более того, в Египте даже возникает новая, привилегированная группа населения – писцы, которые находились при каждом чиновнике, полководце или богатом купце неотлучно. Они и стали первыми в мире светскими писателями. Таким образом, Египет лидировал по количеству грамотного населения – около 1% от всех жителей. На тот момент это невообразимый уровень, сравнимый с разве что с возможным уровнем образованности Израиля, если бы Эйнштейн стал их президентом.
Произведения Египетской литературы можно разделить на четыре типа – мифы и легенды, эпические сказания о деяниях прошлого, биографии известных деятелей, поучительная литература. Почти все произведения писались в стихах, в основном двустишиями.
К первым можно отнести знаменитые «Тексты Пирамид» и «Тексты саркофагов». Они подверглись значительному редактированию в период гиксосского господства – и, тем не менее, до нас дошли более пяти тысяч стихов из различных памятников и источников. Основное их содержание можно разделить на две категории: жизнеописание богов и советы по поводу того, как вести себя в загробном мире. Наиболее известна так называемая «Книга Мёртвых» или «Книга Воскресений»: сборник самых разных произведений – от длинных глав-советов касательно поведения по ту сторону до коротких формул-заклинаний – некоторые не достигают и десятка символов. Главы подчас не связаны, так что это скорее не книга, а учебник-руководство. Да, учеба убивала уже тогда.

Отрывок из манускрипта "Тексты Пирамид", Медум
Отрывок из манускрипта «Тексты Пирамид», Медум

Самой крупной из глав является сто двадцать пятая: история о суде Осириса, на котором бог мертвых взвешивает сердце иб (душу) человека, определяя, грешник он или праведник. На вторую сторону весов опускалось перо истины (возможно, ранее палочка для письма по папирусу). Грешивших пожирало чудовище, праведники отпускались с миром в иной мир. Интересно, что это было настоящим подобием современного суда: умерший говорил «нет ко мне обвинения со стороны современного царя. Я явился к вам без греха, без порока, без зла, без свидетеля, против которого я бы сделал что-либо дурное. Судите меня, и пусть правда укажет истину».

Литература. Суд Осириса, "Книга мертвых", Розовая Пирамида
Суд Осириса, «Книга мертвых», Розовая Пирамида

Самым ранним текстом Древнего Египта является так называемый «Гимн Каннибала»: сказ о великом боге Унасе, который пожирает все живое – и людей и богов, и нет ему равных. Это произведение относится еще к доцарскому периоду, к эпохе, когда ни Ра, ни Осириса ни пирамид не существовало.
Небеса пролились дождем, и все звезды дрожат

От страха; лучник спешит укрыться;

Трясется старый Акер, лев земли,

И все его поклонники бросились в бегство,

Ведь Унас восходит, являя себя в небесах,

Подобный богу, который питается плотью

Его отцов и его матерей.

Унас властитель

Мудрости; имя его – тайна,

И даже мать ее не знает… Его ранг высок

На небесах; власть его подобна власти Атума,

Его божественного отца… Он выше Атума.

Тени его двойников следуют позади,

Пока он шагает вперед. Надо лбом возвышается

Урей; царская змея указывает ему путь.

Он видит свой ба – пламя живого огня.

Эпические произведения являются наиболее важными и, вместе с тем, наименее часто встречающимися – это вызвано тем, что они все же были частью фольклора, и передавались зачастую устно. В основном это были сказания о героях прошлого – и, разумеется, о фараонах. Ярчайшим представителем является Папирус Весткар или «Сказания при дворе царя Хеопса». Основной сюжет схож со сказками о Шехерезаде – только сказок не тысяча и одна, а всего пять, и рассказывают их дети Хеопса, говоря о своих подвигах, дабы отец выбрал достойного, а иных казнил – во избежание раскола. Отдельная глава повествует о богоизбранности Хеопса и силе Египта. Произведение датировано XX в до н.э. и сейчас хранится в египетском музее Берлина в изначальном варианте и переводах на немецкий и английский.

Что такое биографии я думаю пояснять не нужно, никакой литературной ценности они не несут, так что плавно перейдем к самому интересному жанру – поучительной литературе.
Жанр «поучения» или «указания» – как его называли сами египтяне, может по праву называться не только первой светской, но и первой школьной литературой: он входил в программу образования писца и чиновника, а также являлся настоящим инструментом пропаганды – все произведения пронизаны идеей о беспрекословном подчинении фараону и, одновременно, важности каждой профессии. Типичными представителями были «Поучение Птаххотепа» и «Поучение верноподданного», причем второе является революционным как по стилю, так и по содержанию: это первое крупное прозаическое произведение, которое известно человечеству. Его уже нельзя было исполнить в храме или на церемонии, так что жрецы пролетали. Об этом же говорит и сюжет – автор утверждает, что настанет день, когда каста жрецов рухнет, и вся власть перейдет к Советам фараону, который и поведет Египет в новую эпоху.

Литература. "Поучение Верноподданного", XVIII век до н.э.
«Поучение Верноподданного», XVIII век до н.э.

Однако не только египтяне смогли в прозу.
Египет, как известно всем со школьной скамьи, был первой «истинной» империй со всеми вытекающими – в том числе  колониями и рабами. Фараоны обращали в рабов целые народы и использовали их ради своего величия. Одним из таких народов стали евреи.

Первые упоминания о еврейском народе относятся к XVII веку до нашей эры, и являются ничем иным как свидетельствами египетских генералов о покорении нового государства. К XIII веку они стали независимы и образовали собственное государство «Израильское» или «Иудейское» царство, позже «Царство Давида» и «Царство Соломона». Впрочем, нас интересует конкретно литература, и представлена она одним из самых важных в мировой истории произведений – Старым заветом, или, как его еще называют,  тридцатью девятью книгами Танаха. Первые из них появились в XIII веке до н.э. и повествуют о сотворении мира, Великом потопе, Адаме и Еве, Моисее, Исходе и Торе (скандинавы, еще рано). Я не стану говорить, происходили ли эти события на самом деле, – но Ветхий завет положил начало христианству, иудаизму и частично исламу, став, таким образом, самой крупной религиозной книгой всех времен. Его состав очень неоднороден и сложен, и меняется в зависимости от того, кто его трактует.

Ветхий Завет, манускрипт 15 века, современная Палестина
Ветхий Завет, манускрипт 15 века, современная Палестина

В изначальном варианте включает в себя тридцать девять книг, поделенные на три неравные части: Тора (пять книг), Пророки (двадцать одна) и Писания (тринадцать). Тора рассказывает о периоде истории до Моисея включительно, Пророки – исторические события от Моисея до Соломона, Писания – от падения Храма Соломонова до Строительства второго Храма и далее. Книги, как несложно догадаться, писались в разные эпохи, и могут считаться историческими источниками почти настолько же, насколько церковными. При этом все книги прославляют израильский народ, что, впрочем, вполне нормально для литературы подобного жанра и эпохи. Чего стоят шумерские фразы о «низших людях» и «отбросах», упоминаемых в отношении кочевых семитов.

Пророки Ветхого завета
Пророки Ветхого завета

Кстати о шумерах. Помните, я писал о том, что некоторые мифы перекочевали из шумерских табличек в поздние работы. Речь как раз о Торе и Ветхом Завете. Миф о Великом потопе полностью идентичен истории о Ное, что можно трактовать или как подтверждение реальности этих событий – или о заимствовании и банальном плагиате. Это же касается и историй о Последнем Разливе Нила у египтян. Решать вам, читатели.

"Великий потоп" Айвазовский, 1864г
«Великий потоп» Айвазовский, 1864г

Разумеется, одним Ветхим заветом культурное наследие такого развитого и богатого народа не ограничилось. От периода царствия Соломона и до завоевания Израиля Вавилоном до нас доходят огромное количество сказок, историй о демонах и Боге, и посланий израильских мудрецов. Но ни одно из них не способно сравниться с истинными гениями философской и нравоучительной литературы – греками.

Греческая литература очень обширна и делится на три основных типа: мифология, театр и философия. Впрочем, деление это весьма условно, ибо мифы пронизывают весь театр, а часть философии построена на театральной и божественной теории.
Гораздо более точно деление по эпохам:
— архаическая
— классическая
— эллинская

К архаическому периоду относят собственно мифы о богах Греции, а также самое известные произведения античности «Илиаду» и «Одиссею» за авторством Гомера. К архаическому периоду, как следует из названия, относят эпоху до полисов, демократии, Спарты и вообще всего, что мы представляем при фразе «Древняя Греция». Архаика оформилась на переходе между варварством и цивилизаций (по работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи») Для нее характерны высокая стихотворность, почти напевность, заимствование многих приемов из устной речи, – в частности, музыки, – и наличие четкого ритма повествования. Возможно, вы спросите – неужели Гомер был единственным автором этого периода? Нет, не был. Аристотель в своей книге «Поэтика» говорит о том, что «и до Гомера были поэты, но ни один из них не был столь славен». Даже до Аристотеля не дошли их имена, а ведь прошло «всего» четыреста лет. Возможно, «Илиада» стала вообще первой письменной работой греков. Первой – и одной из известнейших.

Литература. Гомер, современный бюст, музей Национальной Истории, Афины
Гомер, современный бюст, музей Национальной Истории, Афины

Классический период относится к расцвету городов-государств, росту философии, драмы и песни. В этот период литература уже становится полностью письменной, появляются драмы и театры, отдельный поджанр пьесы и великие философские школы. Причем, в этом в основном участвовала Средняя Греция – на юге росла Спарта, поглощавшая город за городом в своем стремлении к господству, север разорялся набегами кельтов, скифов, даков, персов и иллирийцев. Литература еще не является чем-то общественно важным, но приобретает популярность.
Появляется деление на жанры, которое было очень жестким – все произведения относились к тому или иному жанру, новые появлялись крайне редко и только у признанных гениев.
Основных жанров было пять: трагедия, комедия, риторика, философия и историография.
Трагедия возникла в Афинах на рубеже VI-V веков и являлась прямым продолжением архаической эпохи — освящённые верою имена и взаимные отношения божеств и героев, почтительное обращение с мифом, искренность веры. При этом сам стиль повествования существенно развивался. На первый план стал выходить человек, а не бог, эмоции и желания человека стали равными желаниями божества. Греки еще не замахнулись на знак равенства, но уже достигли подобия. Типичными представителями стали Эсхил, Софокл, Еврипид и Агафон.

Софокл
Софокл
Эсхил
Эсхил

Комедия также возникла в Афинах и развивалась параллельно с трагедией. Здесь уже нет богов – по крайней мере, поначалу – а вовсю властвует человек. При этом комедии Афин не напоминали современные фильмы «Елки», а были некоторым подвидом драмы, совмещавшим сатиру и надежду, веру и политику, истинно художественный подход. Комедии не были столь скованы рамками и развивались гораздо быстрее трагедий – и поэтому они первые замахнулись на олимпийцев.  Блудливый Зевс, обжорливый Гермес, наглая и злобная Гера – вот каковы боги в комедии «Мир» Аристофана. Это был уже первый шаг к эллинизму. Комедия очень скоро стала инструментом политики и риторики, ибо по законам Афин «в театре властвуют актеры» — никого не могли осудить за то, что было сказано на сцене. Яркими представителями были уже упомянутый Аристофан, Клеон, Евпотид и Менандр.

Литература. Аристофан, бронза, слепок с греческого бюста эллинской эпохи
Аристофан, бронза, слепок с греческого бюста эллинской эпохи
Менандр, гипс, копия бюста II века до н.э.
Менандр, гипс, копия бюста II века до н.э.

Риторика стала первой полностью светской литературой Греции. Стремление убедить противника, доказать его виновность и свою правоту в суде и на Форуме выделили ее в отдельный жанр письменной литературы и литературы вообще. Из этого выделилась и основная черта риторики – она была полностью прозаической, в то время как и трагедия и комедия слагались в стихах. При этом, риторика далеко не только устная речь – письма, трактаты, учебники остались и до сих пор, и именно отсюда мы знаем о культуре дебатов Греции. Дошло до того, что не умеющий красиво говорить мог проиграть суд до его начала.  Самыми  яркими ораторами классической Греции стали Исократ, Платон и Демосфен, оставившие после себя целый пласт трактатов о слове.

Платон, портрет 19 века
Платон, портрет 19 века

Но наиболее яркий вклад в историю и литературу внесли не риторики, а философы Греции.
Впрочем, это не удивительно – если красиво говорить умели везде, то философию греки открыли первыми. Они черпали идеи для трудов из двух основных источников – Природы и Общества. Сами боги были лишь частью всеобъемлющей силы Стихии. Грек эпохи классики и эллинизма уже не полагается слепо на волю Зевса и Афродиты – нет, следует разуму и совести, но богов чтит и не отрекается от них.
Основная идея ранне-греческих философов – космос, триединый и всеобъемлющий. Природа, люди, боги являются лишь частью его сущности. Постепенно, из этого рождались все новые и новые течения. Не стану углубляться в философию, скажу лишь, что около 75% идей мы унаследовали от греков.
«Это все прекрасно, но позвольте, где же здесь обещанная литература? Где карта книга, Билли?»
Философы Греции не были только философами. Физика, история, культура – все это красной нитью тянется сквозь работы эллинов. Ярким примером могут служить  «Диалоги» Платона, в которых он описывает уклад жизни того периода. Во многом благодаря Сократу мы знаем, как были устроены полисы, Пантеон и Агора – некое подобие современного парламента и суда одновременно, где решались вопросы общегородской важности.

Литература. памятник Сократу, Афины
памятник Сократу, Афины

Одна из самых известных теорем математики – теорема Пифагора была выведена им в ходе философского труда «О природе чисел». Да и само слово «философия» ввел именно он. (теперь вы знаете кому обязаны парами философии на первом курсе) Существует целая школа пифагорейцев, которая утверждала введение научного подхода ко всем сферам общества. Они, а также стоики и эпикурейцы – за почти христианскую жертвенность во имя богов и, наоборот, отказ от богов и праздность соответственно —  являются основными линиями философии эллинов. И все они оказались беспомощны против философии новых владык Античности – римских легионов.

Как многим известно, Рим – нация культурных воров. Свой пантеон они позаимствовали у греков, дороги и ювелирное дело у этрусков, кольчуги у кельтов, гладиусы у испанцев, корабли у карфагенян… Впрочем, все это они настолько модернизировали, что теперь мы не способны представить Рим без дорог, легионов, богов и, конечно, литературы. Первыми римскими литераторами были рабы-греки из городов Южной Италии. В III веке до н.э. Ливий Андроник перевел на латынь «Одиссею» и сочинил первую латинскую пьесу в 245 г. до н.э. Ею стал «Ахилл». Надо сказать, что римляне не были настолько уж отсталыми – они знали литературу,  но их сатуры напоминали скорее религиозные тексты или военные марши, чем пьесы, а также передавались в основном устно, – по крайней мере, оригиналов до нас не дошло, есть только упоминания сатур в работах римских историков. Адроник приложил значительные усилия к «облагораживаю» латыни и превращению ее в язык масс.

Ливий Адроник, реконструкция бюста периода Октавиана Августа
Ливий Адроник, реконструкция бюста периода Октавиана Августа

После него комедии, исторические драмы и трагедии для театра писали Невий, Плавт и Энний. Больше всего граждане Вечного города любили комедии Плавта с их стремительными диалогами, острыми шутками и забавными положениями, в которые попадали герои. Ему приписывают 130 работ, из которых сохранились двадцать. В основе комедий часто лежит любовная интрига, но все они заканчиваются благополучно для главного героя, не без помощи рабов, стабильно играющих у Плавта значительную роль. Две его комедии стали общемировой классикой – «Хвастливый воин» и «Купец». Они до сих пор входят в раздел изучения латыни по всему миру наравне с гораздо более яркими личностями, но о них позднее.

Тит Макций Плавт, гравюра с бюста, Возрождение
Тит Макций Плавт, гравюра с бюста, Возрождение

Теперь следует упомянуть и Невия с Эннием.
Невий – это яркий писатель-оппозиционер, первый в своем роде в стенах Рима. Первым он был и на историко-эпическом поприще – его прекрасная работа Bellum Punicum – Пуническая война – является свидетельством участника Первой Пунической Кампании. Она по праву считается ярчайшим представителем раннереспубликанского эпоса. Однако, в ней, а также в своих пьесах, он резко отзывался о римском Сенате и патрициях, призывая плебс «взять то, что оплачено их кровью». За это он был выслан из Италии в Тунис, где и умер в 201 г. до н.э. Мистер Сципион передает привет.
Энний же – фигура совершенно иного масштаба. Будучи выходцем из самого Рима, он обратился к культуре латыни, отойдя от классических греческих канонов. Именно благодаря этому родилась уникальная и самобытная латинская поэзия с ее жесткими правилами слога, но огромным простором сюжетов. Энний первым написал полную историю Рима в стихах, которая дошла до нас только в виде цитат Овидия – сами «Анналы» не сохранились.

Квинт Энний
Квинт Энний

Расцвет поэзии пришелся на I в. до н.э. Первым из плеяды великих стихотворцев был Катулл. Известность у римлян он заслужил язвительными эпиграммами (короткими стихами злободневного содержания) в адрес Цезаря и многих сенаторов. Измывался он и над своими друзьями, в полушутливой форме угрожая им изнасилованием (стих шестнадцатый) . Однако истинную славу Катуллу принесли лирические стихи, полные глубокой любви родине и музе.

Катулл, современный Неаполь, бронза. Вот так выглядит настоящий оппозиционер
Катулл, современный Неаполь, бронза. Вот так выглядит настоящий оппозиционер

Наибольшего же развития поэзия достигла в правление Гая Октавиана Августа, Первого императора Рима. Это связано как с окончанием кровопролитнейших гражданских войн, так и с деятельностью Мецената – советника и друга Августа, тратящего огромные деньги на молодых талантов.
Но далеко не поэзией славен Рим. Латынь – язык истории и юристов, и не зря – именно в Италии историография и суды получили максимальное распространение.
Каждый уважающий себя римлянин на вопрос – кто был первым историком – назовет вам Марка Порция Катона. Его «Начала» являются самым подробным текстом об истории Вечного города со дня основания и до 188 года до н.э. И неудивительно, власть консула позволяла иметь доступ в любые архивы. Он стал своеобразным пророком для Тита Ливия с его «историей народов» — ста тридцатью пятью книгами, содержащими сведения обо всех известных Риму государствах от Геркулесовых столбов до Индии и Плиния Старшего с «Естественной историей» – не столько историографией, сколько энциклопедией.

Литература. Марк Порций Катон. Бюст позднеримской эпохи
Марк Порций Катон. Бюст позднеримской эпохи

Особняком среди колоссов стоят Сенека, Цицерон и Цезарь – «трое, затмевающие всех», как выразился о них Папа Урбан II.
Сенека – философ-стоик, создавший более чем четыре сотни работ, в основном – философские диалоги и эпиграммы. Именно Сенека привнес в Рим стоицизм, именно он был «поэтом на троне»  – в ранние годы императорства Нерона он был наставником и фактическим регентом монарха. И именно Сенека поднял поэтическую латынь до небывалых высот – с момента издания его «Провидения» и до конца XIX века любой уважающий себя поэт Европы писал на латыни или ссылался на нее.

Сенека, современный барельеф в Риме
Сенека, современный барельеф в Риме

Марк Туллий Цицерон не был поэтом или стоиком, не правил Римом, но слава его не меньше – он выступал в Сенате. Будучи прекрасным оратором и юристом, он оставил потомкам не только замысловатые ругательства, но и сборники размышлений об ораторском мастерстве и праве.  Во многом современное право лежит на работах Марка Туллия. Он отстаивал идею о важности изучения философии для государственных деятелей, а занятия философией во время удаления от политики считал необходимой заменой политической деятельности. Приводя ссылки на римскую историю и римское право, а также решения судов прошлого Цицерон повлиял и на создание прецедентного права как понятия, обобщил многие римские законы и… проиграл последнее дело. Дело о гражданской войне Цезаря.

Цицерон. Именно ему мы обязаны современной правовой системой
Цицерон. Именно ему мы обязаны современной правовой системой

Кто не знает Гая Юлия Цезаря? Пожалуй, разве что жители тропических лесов Амазонки или обособленные эскимосы не слышали о прославленном полководце. Но немногие слышали, что был у него и другой талант – ораторский и литературный.
Юный Цезарь, происходя из рода Юлиев – одного из трех самых влиятельных родов Рима, был обречен на успех. В 17 лет он изучал ораторское искусство в Греции, на Родосе и в Афинах. Вернувшись в Рим, Гай с блеском выступает на суде в качестве адвоката, и сразу же завоевывает себе славу. Впрочем, ораторское дело его не слишком привлекает – оно лишь инструмент к достижению цели – безграничной власти над Вечным городом. Цезарь становится проконсулом провинции Галлия, где вступает в кровопролитную войну с местными. «Записки о Галльской войне» стали первым и самым известным его литературным произведением – их изучает сам Цицерон – ярый противник юного полководца. Затем следует поход в Испанию, Египет и Гражданская война с Помпеем – и «Письма из Пиренеев», «Записки о гражданской войне». Писал он и художественную литературу – его перу принадлежит поэма «Эдип» и несколько стихов о Геракле, а также лингвистическую поэму «Об Аналогии», поэмы «Путь» и «Рим», созданные во время Галльской, Испанской и Гражданской войны соответственно. Есть у него и политические работы – уже став диктатором, он описывает свое видение правления и сущности власти. К несчастью, мартовские иды, которые все приближаются, Цезарь не пережил – более 23 ударов кинжалом было обнаружено на теле полководца. Но ножи сенаторов не добрались ни до его памяти, ни до его работ – простота и лаконичность слога, стройность мысли и речи, интересность сюжетов по праву делают его одним из самых популярных и легко читаемых авторов Рима. Пожалуй, затмить его смогли только через век, когда из тьмы гонений и Иудейских катакомб на свет появилась книга, объединившая в себе миллионы. Но об этом в следующий раз.

Гай Юлий Цезарь, памятник на Паланкине, Рим
Гай Юлий Цезарь, памятник на Паланкине, Рим

Редактор: Anisiya Frauchi (псевдоним)

Подписаться на рассылку
Список источников
  1. А.Н.Веселовский «Историческая поэтика»
  2. «Гимн Каннибала»
  3. «Илиада»
  4. «Поучение верноподданного»
  5. Ветхий завет
  6. «Диалоги»
  7. «Записки о Галльской Войне»
  8. «Записки о гражданской войне»
  9. «История» Тацит
  10. Кулаковский Ю.А. «История римской литературы»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *