Конфликтология — наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования.(Анцупов)

Конфликт(По Анцупову А.Я, Шипилову А.И.)  – это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями.

Конфликтология и с чем ее едят. Научно-популярный журнал "Стройка Века"

По итогам двадцатого века произошли 2 мировые и более 200 крупных войн, многочисленные локальные вооруженные конфликты. Политическая борьба за власть, расстрелы, репрессии,террор тоталитарных режимов, самоубийства.  Только по приблизительным подсчетам все эти разновидности конфликта унесли около 300 миллионов жизней. По последним новостям  можно сделать вывод о нарастающем военном потенциале ряда стран в области ядерного и химического вооружения,что, в свою очередь, наталкивает на мысль о гипотетической возможности полномасштабной мировой войны. Внутриполитическая борьба является основополагающим источником развития любого государства. Общество как сложная структура, переживая кризисное состояние, эволюционирует. Любая организация,фирма подвержена влиянию конфликта на качество их деятельности. Семья тоже является полем брани, где сталкиваются противоположно направленные мотивы, цели, интересы. Даже внутри каждого отдельно взятого человека существовал, существует и будет существовать конфликт. Исходя из вышенаписанного, можно сделать вывод о решающей роли конфликта практически в любой сфере деятельности человека. 

Поэтому ответственно заявляю о необходимости получения знаний структуры, динамики, классификаций и законов протекания такого явления как конфликт. 

В юриспруденции существует презумпция знания, которая гласит, в переводе с русского юридического на русский обыденный: незнание закона не освобождает от ответственности.
 

В конфликтологии такая презумпция тоже действует и гораздо жёстче. Незнание природы конфликта не освобождает от его воздействия.

Если возвести в абсолют нарушение презумпции знания закона и аналог этой  презумпции в конфликтологии, то вывод напрашивается сам. В юриспруденции нарушение презумпции грозит(в абсолюте) пожизненным сроком. Приравняем к потери жизни. А в конфликтологии незнание законов (в абсолюте) может привести к потерям людских жизней ,которые  исчисляются миллионами.

Двадцать первый век ставит, возможно главный  альтернативный выбор перед мировым сообществом: либо конфликтология становится основополагающей наукой мирового масштаба, либо 21 век становится последним в истории всего человечества.

Для Российского нигилистически настроенного общества характерно отрицание конфликтологии как профессии. Автор не раз сталкивался со стеной непонимания и непризнания данной дисциплины, ведь “нам не нужон ваш конфликтолог, сами все решим по старинке”. В итоге это “по старинке” редуцируется в разрушение семейного очага, гниение социальных институтов государства, правовой нигилизм и другие веселые вещи.

Справка: По многочисленным исследованиям Литвака на 11 000 семей только 3 счастливые, а остальное это патология, сожительство двух несчастных людей.

Таким образом, конфликтология требует общественного принятия, понимания и государственной поддержки в развитии.  Автор особо не верит в то, что общество внезапно резко просветится и будет конструктивно разрешать конфликты, доходчиво излагать свою собственную позицию и прочее.  Этому препятствует ряд факторов.        Но вместе с тем автор выражает надежду на каждого отдельно взятого героического энтузиаста, как сказал бы Джордано Бруно.

Какие методы исследования использует конфликтология? СТРУКТУРНЫЙ ПОДХОД

Структурная модель конфликта является самой простой и в то же время наиболее фундаментальной, так как ее законы определяют свойства и законы всех последующих более сложных моделей. В теме доказывается, что каждая система обладает равным числом возможностей, которые могут иметь различные вероятности, находиться в конфликтном или бесконфликтном состоянии. Структурная модель отображает закон устойчивой связи элементов конфликта, т.е. то, что присуще каждому конфликту независимо от его конкретной природы и формы проявления.

Под элементами конфликта следует понимать три функционально различные части: участников, предмет и причину конфликта. В любом конфликте должен быть хотя бы один участник. Им может быть любая социальная система: психологическая, этническая, религиозная, экономическая или политическая, существование которой (сохранение и прогресс) зависит от действий других систем.

Построить структурную модель конфликта в общем плане означает:

  1. определить всех участников конфликта;
  2. выделить одного участника (или коалицию участников) в качестве субъекта, принимающего важное, с точки зрения исследования, решение;
  3. сформулировать предмет конфликта – потребность, побуждающую субъекта к целеустремленному поведению;
  4. установить причину конфликта – препятствие, мешающее этому выделенному субъекту удовлетворить свою потребность;
  5. найти все несбалансированные полуциклы (находящиеся в отношении отрицательной обратной связи) и установить причины несбалансированности для последующего анализа.

Структурная модель конфликта позволяет находить бесконфликтные состояния систем. Для этого достаточно изменить отношения между элементами несбалансированного полуцикла так, чтобы между ними возникла положительная обратная связь.

Бесконфликтные системы могут иметь либо один, либо два и только два негативно связанных полюса власти (влияния). Все другие разбиения элементов порождают конфликт.

Особенностью конфликтных систем является то, что они не могут иметь полюсов. Пример. Период «холодной войны» представляет наглядную картину бесконфликтного, достаточно устойчивого, хотя и антагонистического сосуществования двух союзов государств во главе с СССР и США. Если конфликты возникали, то они быстро разрешались и только один раз во время Кубинского кризиса 1962г. была поставлена под угрозу стабильность всей международной системы. Окончание «холодной войны» вызвало невиданный рост международных и региональных конфликтов во всем мире. Это объясняется тем, что перестало существовать четкое разделение ведущих государств на два антагонистических полюса, фактически их оказалось более двух.

Значит, существует только два вида бесконфликтных состояний системы – синергизм (в двух формах – как взаимное усиление и взаимное угнетение) и антагонизм. Других видов бесконфликтного состояния системы не существует. Таким образом, синергизм и антагонизм вместе исчерпывают все виды возможных решений конфликта независимо от числа элементов системы. Синергизм и антагонизм представляют две возможные формы симметричной связи элементов системы. А асимметрия негативных отношений, т.е. отсутствие синергетической или антагонистической связи между своими и чужими, создает конфликт. В данной теме в терминах структурной модели конфликта анализируется теория отклоняющегося поведения (социальной аномии) Р.Мертона и психоаналитическая теория внутриличностных конфликтов (неврозов) З. Фрейда.

Выводы:

—  негативные отношения – всего лишь необходимое условие возникновения конфликта, но еще недостаточное. Только дисбаланс (асимметрия, нечетное число) негативных прямых и обратных отношений порождает конфликт. При негативном отношении А к В конфликт между ними возможен лишь при позитивном отношении В к А;

— общие признаки конфликтного и бесконфликтного состояния систем с любым числом элементов указывает структурная теорема анализа и разрешения конфликтов;

—  согласно структурной теореме анализа конфликта система с любым числом элементов бесконфликтна, если только все отношения между ее элементами позитивные, т.е. когда она является однополюсной (синергетической), или разделены на две подсистемы, отношения между которыми взаимно негативные, а отношения внутри каждой из них – позитивные, т.е. когда она является двухполюсной (антагонистической). Все бесполюсные системы являются заведомо конфликтными.

Акцент делается на анализе структурных элементов, условий, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику.

Основная цель исследования: идентификация параметров, влияющих на конфликтное поведение, и конкретизация форм этого влияния.

Анализируются следующие параметры: внешние социальные влияния, процедуры и правила взаимодействия, структура побудительных мотивов поведения. Поведение каждого участника конфликта рассматривается как результирующее этих структурных параметров, а изменение поведения— как последствия изменений этих переменных.

Структурные элементы конфликта — необходимые параметры явления, без которых конфликт не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Структурная модель конфликта позволяет учитывать всю совокупность устанавливаемых факторов, влияющих на динамику конфликтного взаимодействия.

Тест на доминирующую стратегию поведения в конфликте

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени — не более 15-20 мин.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

  1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
  2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
  3. компромисс
  4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
  5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Узнать свою доминирующую стратегию поведения в конфликте можно по ссылке.

Основные направления исследования конфликта.

Можно условно выделить два этапа в истории изучения конфликта:

1) начало XX в. – 1950-е гг.;
2) конец 50-х гг. XX в. – настоящее время.

В первой половине XX в. конфликт не выделялся в отдельный объект исследования, а рассматривался как составная часть более широких концепций (например, в психоанализе или социометрии). Психологов интересовали либо последствия конфликтов, либо некоторые из причин, приводящие к нему, но не сам конфликт как центральное звено исследования.

На рубеже 1950–1960-х гг. появляются исследования, где научный интерес психологов обращен непосредственно к этому феномену. Выделяются основные подходы, разрабатывается понятийный аппарат психологической теории конфликта.

Среди направлений зарубежных психологических исследований конфликта в первой половине XX в. выделяются:

Психоаналитический подход. (З. Фрейд, Э. Фромм) 

В психоаналитической модели конфликта предполагается, что личность постоянно и неизбежно находится между двумя сильными, но противоположными друг другу влияниями. Обе движущие силы возникают внутри самой личности независимо от того, рассматривается ли она как индивидуальная или как социальная сущность. Поскольку две эти силы изначально антагонистичны друг другу, в обеих версиях конфликтной модели делается акцент на их непосредственном содержании; считается, что изменить эти силы невозможно.В целом психоаналитический подход малоэффективен в краткосрочной перспективе и представляет собой сложный инструмент , который сложно применить на практике в психотерапии. Вместе с тем, психоанализ дал серьезный толчок для изучения психики и в этом его главная заслуга.

Справка: Психоаналитическим методом Фрейд пытался излечить больных неврозом, но на это уходило от  9мес-25 лет проработки(это связано с сопротивлением пациентов).В нынешних реалиях та же паническая атака лечится когнитивно-поведенческой терапией за 7-20 сеансов.

Зигмунд Фрейд

Зигмунд Фрейд родился в бедной семье еврейского происхождения. Учился на отлично и к 17 годам закончил гимназию. Поступил в медицинский университет по счастливой случайности (Ему понравилась лекция Гете о природе). И в более позднее время Фрейд признавал, что особого интереса к медицине он не испытывал. Будущий основатель психоанализа утверждал, что независимость в суждениях он приобрел из-за критики в его адрес со стороны сверстников.

Далее он начинает исследования в области хирургии. Он открыл новый для мира медицины диагноз “детский церебральный паралич”. В профессиональной среде он заслужил репутацию высококвалифицированного невропатолога. 

Он решает углубиться в психиатрию и начинает успешную деятельность с Йозефом Брейером. У Фрейда с Брейером разойдется профессиональный метод: Брейер использовал гипноз, который особо не был эффективен, а Фрейд решил найти метод более действенный.

Затем идея Фрейда о том, что в основе истерии лежат подавленные сексуальные воспоминания произвела фурор, в ходе которого от него все (даже, друг Брейер) отвернулись. Но, в дальнейшем, как он писал в своих очерках, возник психоаналитический кружок:

«С 1902 года вокруг меня собрались несколько молодых врачей с определённым намерением изучать психоанализ, применять его на практике и распространять. <…> У меня собирались в определённые вечера, вели в установленном порядке дискуссии, старались разобраться в казавшейся странной новой области исследования и разбудить интерес к ней. <…>

Маленький кружок скоро разросся, неоднократно меняя состав в течение нескольких лет. В общем, я могу признаться, что по богатству и многообразию дарований он едва ли уступал штабу любого клинического преподавателя».

По сей день Зигмунд Фрейд является одним из самых известных и самых читаемых психологов в мире. Мне вспоминается высказывание “Три человека перевернули мир с ног на голову: Коперник, Дарвин и Фрейд”.

Основные идеи  Зигмунда Фрейда

Согласно Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение.

Инстинкт — совокупность врождённых тенденций и стремлений, выражающихся в форме сложного автоматического поведения

Такими инстинктами являются: эрос ( инстинкт жизни) и танатос (влечение к  смерти). 

Для четкого понимания  прикрепляю схему:

Стремления человека. Фрейд. Фрейдисты.
Согласно теории Фрейда, именно так можно схематически распределить влечения человека

Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по Фрейду, проявляется в амбивалентности (двойственность) человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3. Фрейдом в его взглядах на структуру личности. По Фрейду, внутренний мир человека включает в себя три инстанции: Оно (Id), «Я» (Ego) и Сверх-Я (Super-Ego).

«Оно» — это первичная, врожденная инстанция, изначально иррациональная и подчиненная принципу удовольствия. Оно проявляется в неосознанных желаниях и влечениях, которые проявляются в бессознательных импульсах и реакциях.

«Я»— это разумная инстанция, основанная на принципе реальности. Иррациональные, бессознательные импульсы Оно «Я» приводит в соответствие с требованиями реальной действительности, то есть требованиями принципа реальности.

«Сверх-Я»— это «цензурная» инстанция, основанная на принципе реальности и представленная социальными нормами и ценностями, требованиями, которые общество предъявляет к личности.

3 вида внутриличностных конфликтов:

  1. конфликт между Оно и Я («Хочу» и «Могу»)
  2. конфликт между Сверх-Я и Я («Могу» и «Надо»)
  3. конфликт между Сверх-Я и Оно («Надо» и «Хочу»)

Основные внутренние противоречия личности складываются между Оно и Сверх-Я, которые регулирует и разрешает «Я». Если «Я» не смогло разрешить противоречие между Оно и Сверх-Я, то в осознавшей инстанции возникают глубокие переживания, характеризующие внутриличностный конфликт.

Фрейд в своей теории не только раскрывает причины внутриличностных конфликтов, но и вскрывает механизмы защиты от них. Основным механизмом такой защиты он считает сублимацию, то есть преобразование сексуальной энергии человека в другие виды его деятельности, в том числе и в его творчество. Кроме того, Фрейд выделяет и такие защитные механизмы, как: проекция, рационализация, вытеснение, регрессия и др.

Автор прочитал не одну работу Фрейда и ответственно заявляет, что это поистине масштабный интеллектуальный проект, который дал дальнейший увесистый пинок развитию изучения психики. В нынешней действительности почти нет психологических теорий, которые возникли отдельно от влияния психоанализа. (Разве что оторванный от практики Курт Левин со своей теорией поля  возник вне этого влияния)

Пример применения на практике:

Работа “Введение в психоанализ” содержит множество  случаев из практики и автор припоминает один забавный случай.

К Фрейду обратился мужчина. у которого была проблема с эрекцией (эрекция была только на женщин в красных сапогах). В ходе исследования Фрейд погрузился в детство бедолаги и вот, что выудил: В детстве к пациенту приходила репетиторша. Однажды, она обнажилась перед юным мальчишкой и его либидо зафиксировало тот самый образ обнаженной женщины в красных сапогах.

Психоанализ в современных реалиях применим для анализа как отдельного индивида, так и группы. Существует главная проблема исследования бессознательных процессов- это сопротивление исследуемого. Именно эта проблема отнимает уйму времени.

Краткий вывод: Психоанализ могуч и вместе с тем неповоротлив.

Эрих Фромм

Эрих Фромм родился в семье ортодоксальных иудеев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из города Познани, входившей в те времена в состав Пруссии (до 1920 года), и являвшейся административным центром одноимённой провинции. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера он защитил докторскую диссертацию по социологии по теме «Иудейский Закон. К социологии диаспорного еврейства». Психоаналитическую подготовку Фромм завершил в Берлинском психоаналитическом институте.Здесь Фромм познакомился с Карен Хорни, которая пролоббирует его на должность профессора в Чикаго.

Всю свою жизнь преподавал в различных университетах.Критиковал в работе “Здоровое общество” капиталистическую систему, вступил в социалистическую партию(его программа партии была отвергнута), но он продолжал заниматься политикой и писать книги.

Основные идеи Эриха Фромма

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности Фрейда и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии».( дихотомия – деление на двое). В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

В экзистенциальной психологии Фромма выделяют 4 типа конфликтов:

  1. между осознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить;
  2. между осознанием собственной свободы и необходимостью нести ответственность за свою жизнь;
  3. между осознанием собственного глобального одиночества и желанием быть частью большего целого;
  4. между потребностью в смысле жизни и осознанием безразличия Вселенной, не предлагающей конкретных смыслов.

Первый экзистенциальный конфликт – конфликт между осознанием неизбежности смерти и желанием жить

Если индивид осознает свою конечность, это может положительно отразиться на его развитии и жизни в целом. Однако осознание смерти вызывает сильную тревогу, поэтому человеку удобнее применить психологические защиты и отгородиться от этой тревожности.

Страх смерти присутствует у человека с раннего детства, и вместе с тем как индивид взрослеет, меняется его отношение к этому страху, а так же и психологические защиты.

Второй экзистенциальный конфликт — это конфликт между осознанием свободы и необходимостью быть ответственным за свою жизнь.

Третий экзистенциальный конфликт — это конфликт между осознанием собственного глобального одиночества и желанием устанавливать контакты, искать защиту и существовать в качестве части большего целого.

Экзистенциальные консультанты выделяют три типа изоляции: межличностную, внутриличностную и экзистенциальную.

— Межличностная изоляция, обычно переживаемая как одиночество, — это изоляция от других индивидуумов. Она может быть вызвана многими факторами: географической изоляцией, недостатком соответствующих социальных навыков, конфликтными чувствами по отношению к близости, собственным выбором или необходимостью.

— Внутриличностная изоляция — человек отделяет друг от друга части самого себя или не признает какую-либо из своих частей. Человек душит собственные чувства или стремления, принимает «нужно» и «следует» за собственные желания, не доверяет собственным суждениям.

— Экзистенциальная изоляция — «отделенность между индивидом и миром». В основе экзистенциальной изоляции лежит конфронтация со смертью и свободой. Экзистенциальная изоляция, вызывающая у человека сильную тревогу, способна маскироваться и часто удерживается в терпимых рамках, например, через межличностное присоединение.

Четвертый экзистенциальный конфликт — это конфликт между потребностью людей в смысле жизни и отсутствием «готовых» рецептов осмысленного бытия. Осознание того, что мир существует не для того, чтобы определять (систематизировать, упорядочивать) жизнь отдельного человека, а то и вовсе, безразличен к человеку, вызывает сильную тревогу и активизирует механизмы защиты.

Основная экзистенциальная дихотомия – дихотомия жизни и смерти.

Человек – единственное животное,– пишет Фромм, – для которого собственное существование составляет проблему, которую он должен разрешить и которой он не может избежать. Он не может вернуться к “дочеловеческому” состоянию гармонии с природой; он должен продолжать развивать свой разум, пока не станет хозяином природы и хозяином самому себе”

Краткий вывод:

Мощные силы. которые определяют поведения человека, берут свое начало в социокультурных условиях существования человека.

В то время как тело требует удовлетворение животных потребностей, разум и совесть ориентируют человека на стандартизированную систему культурных образцов, которые есть в любом обществе.

На экзистенциальные дихотомии каждый человек дает собственный ответ, ищет свой путь взаимодействия с другими людьми, с миром в целом. Человек может вообще отрицать эту дихотомию путем обращения к религии.Но религия- есть готовое мировоззрение, а значит никакого развития личности не предполагает.Религия предполагает полное подчинение священному писанию

Он может обратиться к идеологиям, которые также стремятся примирить или отрицать данную дихотомию

Практика применения: Данная теория применима при анализировании причин одинокой или чересчур включенной жизни пациента.А также несет существенный вклад в понимание функционирования человеческой психики.А также позволяет диагностировать экзистенциальный кризис с его последующим корректированием на основе когнитивно-поведенческой терапии.

Когнитивное направление изучения конфликта.

Начну с теории коммуникативных актов Теодора Ньюкома.

Ньюком Теодор (род. 1903) — американский социолог и психолог. Преподавал психологию в Беннингтонском колледже. С 1946 г. — профессор социологии и социальной психологии Мичиганского университета. Специалист по проблемам социальной психологии, психологии личности и социальных установок, коммуникаций и групповых процессов.

Ньюком построил схему, показывающую, каким образом развитие межличностной коммуникации способ­ствует изменению аттитюдов участников взаимодействия.

Аттитюд-  предрасположенность человека к определенному виду социального поведения.

Эта схе­ма получила название схема А-В-Х, где А выступает как воспри­нимающий субъект, В- как второй субъект, X — как объект, к которому оба имеют отношения. Все рассуждения ведутся подобно тому, как это делается в схеме Хайдера, с точки зрения того, как А воспринимает В и X, а именно: А воспринимает как консонанс сходство своего отношения к X и отношения В к X. 

Консонанс-сходство отношений воспринимающего субъекта А и другой личности В к объекту Х порождает привязанность А к В.

Пример:Мужчина любит классическую музыку. Девушка, с которой он познакомился, тоже любит классическую музыку. Мужчина привязывается к девушке на основе отношения девушки к классической музыке.

Диссонанс-различие отношений А и В к Х порождает неприязнь между А и В и, соответственно, приводит к увеличению числа коммуникационных актов с целью достижения консонанса.

Пример:Девушка отрицательно относится к алкоголю. Она знакомится с мужчиной, который пьет по бутылке водки в день. На основе различного отношения к алкоголю возникает неприязнь девушки к мужчине. Происходит увеличение количества коммуникативных актов с целью преодоления диссонанса и достижения консонанса. Именно здесь и происходит конфликт, так как каждый из субъектов отстаивает свою позицию к объекту. 

Исхода три: 

  1. Девушка изменяет отношение к алкоголю, достигает консонанса с выпивающим мужчиной и выпивает вместе с ним.
  2. Мужчина меняет свое отношение к алкоголю для достижения консонанса с непьющей девушкой.
  3. Девушка бросает мужчину и ищет другого.

Важно отметить: По Ньюкому: консонанс достигается в том случае, если все три отношения позитивны, либо в том случае, если одно позитивно, а два негативны; диссонанс получается в том случае, если два соотношения позитивны, а одно негативно.

Применение:

Модель Ньюкома применяется в исследованиях по массовой коммуникации. Схема остаётся в том же виде, меняются лишь обозначения. Вместо познающего субъекта А возникает реципиент Р, принимающий сообщение, переданное через какой-либо канал массовой коммуникации. Вместо абстрактной «другой личности», чьё мнение важно для реципиента, возникает коммуникатор К — тот, кто передает сообщение и выражает в нём своё мнение о некотором объекте коммуникации. Наконец, сохраняется объект отношения этих двух, который теперь называется объектом коммуникации X. Вся схема рассматривается в этом случае вновь с точки зрения восприятия ситуации реципиентом Р, то есть исходы, получившиеся в результате пропагандистских действий коммуникатора, будут знаменовать собой изменение позиции Р по отношению к объекту коммуникации X под влиянием пропагандистского воздействия коммуникатора К.

Теория когнитивного диссонанса Фестингера

Теория когнитивного диссонанса – одна из теорий соответствия, основывающихся на приписывании личности стремления к связному и упорядоченному восприятию своего отношения к миру.

Когнитивные диссонанс – несоответствие в системе знаний человека, порождающие у него психический дискомфорт  и побуждающее к действиям, направленным на уменьшение или устранение противоречия.

Главные гипотезы теории:

 В случае возникновения диссонанса индивид будет всеми силами стремиться снизить степень несоответствия между двумя своими установками, пытаясь достичь консонанса (соответствия). Это происходит вследствие того, что диссонанс порождает «психологический дискомфорт».

Вторая гипотеза, подчеркивая первую, говорит о том, что, стремясь снизить возникший дискомфорт, индивид будет стараться обходить стороной такие ситуации, в которых дискомфорт может усилиться.

Причины возникновения диссонанса:

  •       из-за логического несоответствия;
  •     «по причине культурных обычаев»;
  •     в том случае, если индивидуальное мнение не входит в состав более широкого мнения;
  •        из-за несоответствия прошлого опыта относительно настоящей ситуации.

В результате такого поведения происходит смена определенных (на которые ситуация так или иначе влияет) установок человека, а оправдать это изменение можно, исходя из того, что человеку жизненно необходимо поддерживать согласованность своих знаний.

Степень диссонанса:

Прямо пропорциональна важности данных когнитивных элементов. Степень когнитивного диссонанса можно измерить на основании голограммы Фурье.

Способы ослабления диссонанса:

  • Изменить свое поведение
  • Изменить когницию
  • Фильтровать поступающую информацию

Пределы увеличения диссонанса:

Максимальный диссонанс, который может существовать между любыми двумя элементами, определяется величиной сопротивления изменению наименее стойкого элемента. Как только степень диссонанса достигнет своего максимального значения, наименее стойкий когнитивный элемент изменится, тем самым устраняя диссонанс.

Применение: По сути, объединив теорию Ньюкома и Фестингера, конфликтолог  может выявить когнитивный диссонанс и затем перевести его в консонанс.Либо нейтрализовать диссонанс путем изменения восприятия к его причине(поведенческая терапия)

Трансактный анализ Эрика Берна.

Э. Берн создал популярную концепцию, корни которой уходят в психоанализ. Однако концепция Берна вобрала в себя идеи и понятия как психодинамического, так и бихевиориального подхода, сделав акцент на определении и выявлении когнитивных схем поведения, которые программируют взаимодействие личности с собой и другими.

Трансакция- это единица вербального и невербального общения.

Структура личности, по Берну, характеризуется наличием трех состояний «Я», или «эго-состояний»: «Родитель», «Ребенок», «Взрослый».

«Родитель» — «эго-состояние» с интериоризованными рациональными нормами долженствований, требований и запретов. «Родитель» — это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц: правила поведения, социальные нормы, запреты, нормы того, как можно или должно вести себя в той или иной ситуации. Есть два основных родительских влияния на человека: прямое, которое проводится под девизом: «Делай как я!» и косвенное, которое реализуется под девизом: «Делай не как я делаю, а как я велю делать!».Но люди, которые заводят детей должны помнить, что ребенок усваивает реализуемую его родителями модель поведения, а не ту, которую они же и навязывают

«Родитель» может быть контролирующим (запреты, санкции) и заботящимся (советы, поддержка, опека).

«Ребенок» — эмотивное начало в человеке, которое проявляется в двух видах:

1. «Естественный ребенок» — предполагает все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, непосредственность, увлеченность, изобретательность; придает человеку обаяние и теплоту. Но при этом он капризен, обидчив, легкомыслен, эгоцентричен, упрям и агрессивен.

2. «Адаптированный ребенок» — предполагает поведение, соответствующее ожиданиям и требованиям родителей. Для «адаптированного ребенка» характерна повышенная конформность, неуверенность, робость, стыдливость.

Взрослое «Я-состояние» — способность человека объективно оценивать действительность по информации, полученной в результате собственного опыта и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации, решения. Взрослое состояние способно развиваться в течение всей жизни человека.

Если «Родитель» — это преподанная концепция жизни, «Ребенок» — концепция жизни через чувства, то «Взрослый» — это концепция жизни через мышление, основанная на сборе и обработке информации.

Виды трансакций: параллельные,  пересекающиеся(конфликтны сами по себе), скрытые, угловые. Перекрестные трансакции начинаются взаимными упреками, едкими репликами и заканчиваются хлопаньем дверью. Скрытые трансакции включают более двух «эго-состояний», сообщение в них маскируется под социально приемлемым стимулом, но ответная реакция ожидается со стороны эффекта скрытого сообщения, что составляет суть психологических игр.

В процессе взаимодействия участники не меняют своего эго-состояния. Трансакционная реакция следует из того эго-состояния, в которое направлен трансакционный стимул. Задействованы всего 2 эго-состояния. Реакция ожидаема и предсказуема. Этот вид трансакций показывает бесконфликтное общение.

Первое правило коммуникации касается взаимодополняющих трансакций: до тех пор, пока транзакции остаются дополняющими,коммуникация может продолжаться бесконечно долго; взаимодействие является ожидаемым и предсказуемым.

Не взаимодополняющие трансакции:

1.    Угловые. Задействованы 3 эго-состояния.

2.    Параллельные. Задействованы 4 эго-состояния.

3.    Самый важный в контексте конфликтов-пересекающийся.

Пересечение трансакций-признак конфликта. Человек обращается в одно эго-состояние партнера, а в ответ получает из другого: это неожиданно, вызывает негативные эмоции и часто ставит в тупик.

Второе правило коммуникации касается пересекающихся трансакций: при пересекающихся трансакциях происходит разрыв коммуникации. Для восстановления коммуникации одному или обоим участникам необходимо изменить свое эго-состояние.

Рекомендуется изменить своё эго-состояние,чтобы при взаимодействии транcакции не пересекались.

Взаимодействие рассматривается Берном на 2 уровнях-социальном и психологическом. При открытом и честном общении эти уровни совпадают, но это бывает не всегда.

Двойные,скрытые транзакции.

Третье правило коммуникации касается двойных транcакций: если транcакции двойные, то все происходящее между партнерами-результат скрытых сообщений.

Скрытые трансакции содержат намек, вызов,провокацию. Они часто проявляются в невербальном общении.Автору помнится пример, приводимый Берном:

Мужчина: Не хотите ли заглянуть ко мне в конюшню?
Девушка: Мне с детства нравятся конюшни.

На первый взгляд два Взрослых говорят о конюшне.Но на психологическом уровне два Ребенка участвуют в сексуальной игре.Для того, чтобы разобраться в поведении партнеров по взаимодействию, необходимо отчетливо понимать психологический уровень их трансакций.

Четвертое правило коммуникации:обращаясь к партнеру, человек приглашает его занять комплементарную позицию. Партнёр может сознательно выбирать то эго-состояние, из которого даст ответ, однако существует тенденция отвечать из того эго-состояния, к которому обращена реплика партнера.

Пятое правило коммуникации: мы можем сознательно управлять эмоциональным тоном разговора, выбирая эго-состояние, из которого обращаемся к партнёру.

Иллюстрация трансакций:

Трансакции. Эрик Берн. Дополняющая трансакция. Пересекающаяся трансакция. Двойная трансакция

Дополняющая трансакция
Стимул: Где мои носки? Реакция: Внизу в ящике.
Пересекающаяся трансакция
Стимул: В каком году началась Вторая Мировая война?
Реакция: Ненавижу историю!
Двойная трансакция
Стимул и реакция могут маскироваться под иные различными способами.
Стимул (социальный): Наталья Ивановна, давайте сегодня подольше поработаем.
Стимул (психологическийческий): Наташ, давай займемся сексом.
Реакция (социальная): Давайте!
Реакция (психологическая): О, Господи, Андрей, я думала, что ты никогда не решишься! 

Практика применения: Активно и успешно используется в психотерапии и на взгляд автора одна из самых практико применимых теорий межличностного взаимодействия.

Вывод:Стройная адаптация психоанализа, которая прижилась благодаря своей практической применимости.

Принял: К.А.Овчинников
Заключение: популярный материал с образовательной составляющей

Источники

  1. “Пособие по конфликтологии” Анцупов и Шипилов
  2. “Введение в психоанализ” Зигмунд Фрейд
  3. “Игры, в которые играют” люди” Эрик Берн
  4. “Теория когнитивного диссонанса” Леон Фестингер
  5. “Бегство от свободы” Эрих Фромм
  6. Лекции преподавателей в моем университете(СПбГУП):
    Профессор кафедры социальной психологии-Прялухина Алла Вадимовна
    Доцент кафедры социальной психологии Мунгалов Владимир Николаевич

P.S:Отдельное Спасибо за стилистическое оформление мемологине-Насте Леоненко)))

Подписаться на рассылку

Читайте следующую статью выпуска, посвященную самоконтролю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *