Сегодня речь пойдет о том, как в период карантина расцветают грузовые авиаперевозки.

Идея данной статьи появилась еще месяца полтора назад, но я решил с ней немного подождать по двум причинам.
Во-первых, не люблю писать о хайповых вещах.
А во-вторых, стоило посмотреть как будет развиваться ситуация. Сейчас же, когда противоэпидемиологические мероприятия плавно идут и на спад и подобрался определенный объем информации для анализа. То есть уже можно сказать что-то более-менее осмысленное, а не гадать на кофейной гуще.

Очевидно, что введенные ограничения на перемещение сильно ударили по гражданской авиации. Интенсивность полетов сократилась в разы, некоторые авиакомпании вообще приостановили свою деятельность и возвращаются к ней только сейчас. Однако это коснулось только пассажирских перевозчиков. Грузовые авиаперевозки чувствовали себя весьма неплохо. Мне встречались данные, что стоимость перевозки 1 кг груза возросла в 2.5-3 раза. Не рискну поручиться головой за достоверность этих цифр, но оживление было заметно невооруженным взглядом. Судя по ФлайтРадару, Asiana, Korean Kargo и другие «буржуины» шуршат как электровеники.

Отечественные представители от них не отстают — «Авиастар-Ту» вывел из консервации несколько своих Ту-204, AirBridgeCargo сдвинули сроки давно запланированного возврата лизингодателю 747-400. А самый яркий пример — это таскание масок с защитными костюмами совершенно для этого не предназначенными и при нормальной ситуации в этом амплуа глубоко убыточными Ан-124.

Антоновцы под это дело даже “Мрию” свою задействовали. А неизвестный мне поляк запил видео. Понять из него что-то по нашей сегодняшней теме затруднительно, но мощь впечатляет.

В прошлом абзаце я упомянул рынок воздушных перевозок, нормальную ситуацию, да еще и какое-то «амплуа» придумал. Если с «нормальностью» все интуитивно понятно, то с рынком авиагрузоперевозок, его нишами и вытекающими из них разновидностями самолетов мы с вам и будем разбираться в этой статье.

Один очень известный в советское время писатель говорил что начинать лучше с конца. Возможно. Однако я не настолько хорош, а потому начинать предпочитаю сначала. В нашей ситуации началом будет ваша потребность отправить самолетом некий груз из пункта А в пункт Б. Вы открываете Гугл (ну или другой поисковик по вкусу) и начинаете искать тех, кто предлагает такие услуги. Если ваш груз не является неподъемной, здоровенной и неразборной хренобобиной, то с высокой вероятностью вы обратитесь к грузооператору. Это может быть сам аэропорт, аффилированная с ним структура, просто «живущая» в аэропорту контора, логистическая компания с разными способами доставки — не суть важно. Эти парни принимают у вас груз и начинают смотреть как его доставить.

Грузовые авиаперевозки

    Фото из Сети для примера. И это… Здесь могла бы быть чья-то реклама

Вариантов здесь, по большому счету, два. Пассажирский самолет или грузовые авиаперевозки. Начнем с первого.

Как показала практика использования широкофюзеляжных самолетов (В747, 767, 777, А330, 340), у них в багажно-грузовых отсеках довольно часто остается место, незанятое багажом пассажиров. Как нетрудно догадаться, авиакомпании перспектива возить воздух совсем не порадовала. Соответственно, они начали искать что-то, чем это место можно занять с какой-то выгодой. И в этот момент авиакомпании и грузооператоры нашли друг друга. Выразилось это в заключении договоров на перевозку грузов оператора авиакомпанией. Они могут быть как сдельными (1 кг — столько-то денег, расчет в конце месяца по факту), так и «объемными», которые ваш покорный слуга еще именует «торговлей воздухом». В этом случае в договоре прописано, что авиакомпания предоставляет грузооператору на таком-то рейсе такой-то объем под размещение груза не более определенной массы. Ограничение по массе вытекает из возможностей самолета — кубик свинца габаритами метр на метр на метр навряд ли какой-то самолет выдержит.

На видео как раз загружают груз в пассажирского «катарца». Ну просто чтобы вы представляли как это происходит.

Давайте рассмотрим данный вариант внимательнее. Для авиакомпании тут все просто — они заработали дополнительных денег и им хорошо. А вот с точки зрения грузоперевозчика тут есть как плюсы, так и минусы. Начнем с первых.

— Цена. Авиакомпании надо продать имеющийся объем хоть за сколько-то. Так что цену она ломить не будет.

— Регулярность. Грузооператор знает, что авиакомпания Р летает из Москвы в Анадырь раз в сутки в 17:30. Благодаря чему есть понимание, сколько времени груз будет лежать на складе и занимать место (за которое платятся деньги, между прочим).

Но есть и минусы. 

— Первый из них — доступные объемы. Сколько может взять попутного груза даже такое здоровенное летадло (если что — это не ругательство, а самолет на чешском) как Боинг-777? Ну, тонн десять. А если вам надо грузить не апельсины бочками, а утеплитель вагонами? 

— Зависимость от внешних факторов. Выросла по каким-то причинам загрузка на этом направлении — и все, свободного объема нет. Или просто погода на маршруте испортилась и командир решил взять побольше топлива — грузооператор со своим барахлом снова идет отправляется в пешее эротическое.

— Сокращенная номенклатура. Есть перечень грузов, разрешенных к перевозке только грузовыми самолетами. (Взрывчатые и взрывоопасные вещества, радиоактивные материалы, литиевые и литий-ионные батареи и т.д.)

— Ограничение по габаритам. Наиболее распространенный максимум, на который можно рассчитывать в современных условиях — контейнер LD-6 или эквивалентные ему поддоны (В теории существует еще LD-39 — он побольше, но лезет только в В747, который нынче не самая частая птица. На всю Россию, к примеру, их аж 9 штук пассажирских и летают они, в основном, чартерные рейсы).

Грузовые авиаперевозки. Контейнер LD-6
Авиационные средства пакетирования

Если по каким-либо причинам для грузооператора, минусы перевозки на пассажирском самолете перевешивают плюсы — добро пожаловать в грузовые авиакомпании. Их по миру достаточно много и эти парни готовы перевезти практически все — от пачки памперсов до стада жирафов. 

Жирафы
Перевозка жирафов

  

Собственно, грузовые компании и живут тем, что возят вещи, которые пассажирскими бортами возить нельзя или уж очень хлопотно по причине большого объема. С «грузовиками» это все гораздо проще. Как пример — вот вам фотка главной палубы грузового 737. 

Грузовые авиаперевозки. B737F main deck

Судя по всему — на фото контейнер типа LD-7 объемом почти 10 куб.м. против 7 (без мелочи) у приведенного ранее LD-6. Как говорится — прочувствуйте разницу.

Но В737 — самолет достаточно небольшой. А что же можно разместить в действительно крупных грузовых самолетах? Ну вот на видео ниже какие-то азиаты под бодрую музычку грузят в 777 20-футовый поддон.

Если же авиакомпания — счастливый обладатель В747F, то там не нужны подобные ухищрения, а допустимая длина груза ограничена лишь длиной главной палубы. Главное — чтобы по высоте проходил.

Грузовые авиаперевозки. B747F nose cargo

После того, как мы разобрались со сборными пакетируемыми грузами, можно переходить к другой их категории. Это помянутая в начале моего затянувшегося текста «неподъемная, здоровенная и неразборная хренобобина». На техническом языке такая штука называется «моногруз». Номенклатура их довольно велика. Это грузовые автомобили, спецтехника, различные агрегаты электростанций, да и авиационную технику так частенько возят. И на этом моменте можно с чистой совестью воскликнуть «Горжусь Россией Союзом», потому как в этой сфере есть ровно два уважаемых и признаваемых по всему миру игрока — ульяновская «Волга-Днепр» и киевские «Авиалинии Антонова» (был еще воронежско-ульяновский «Полет», но приказал долго жить. Да и по масштабам до названных он все же не дотягивал)

Грузовые авиаперевозки. Ил-76ВД
Антарктида
Антоновцы уже на видео были, поэтому вот вам Ил-76 «Волга-Днепра» в Антарктиде.

Почему же эта ниша выделена отдельно? Что такого в советских самолетах четвертьвековой давности, чего нет в современных гражданских воздушных судах? И если есть какое-то преимущество — почему Ан-124/225 и Ил-76 не особо широко представлены в парке грузовых авиакомпаний? Давайте разбираться.

Багажные отсеки самолета
Typical cargo section

Как видно на картинке выше, типичный грузовой самолет, созданный на базе пассажирского, имеет три изолированных друг от друга грузовых трюма (уж позвольте их так назвать). Это передний и задний грузовые отсеки на нижней палубе и грузовая палуба (в пассажирской версии на этом месте салон). Для перевозки сборных пакетируемых грузов это нормально. Но для негабаритного моногруза нужен монообъем. Его при подобной компоновке самолета добиться просто невозможно. Ведь между передним и задним багажниками находится ниша шасси с агрегатами гидросистемы (как минимум. Там еще много чего может быть). А теперь смотрим на рамповый грузовик.

Грузовые авиаперевозки. Ан-124
Руслан

          

Специально взял фотку «Руслана» с открытыми передним грузолюком и рампой. Как видите — труба. То есть весь объем грузового отсека — монообъем.

А куда же деваются шасси и агрегаты, их убирающие, спросите вы? Они во внутренний объем фюзеляжа не заходят, а убираются в крепящиеся к нему с боков «зализы», что ли. Хорошо ли это? Ну, для увеличения объема грузового отсека — бесспорно да. Однако это увеличивает площадь лобового сечения. Соответственно, растет лобовое сопротивление и расход топлива вместе с ним. Авиация вообще состоит из компромиссов чуть менее, чем полностью. Но если нам нужна возможность возить то, что другие не могут — то только так.

Если кому интересно: ВД-шный калькулятор загрузок. Наглядно видно, что, в каком количестве и каким образом можно упаковать в рамповый грузовик. Представлены Ан-124 и Ил-76.

Также вам может быть интересна моя статья «Свалить за 90 сек». Про эвакуацию с авиасудна.

Собственно, на этом все. Написано для образовательного проекта «Стройка века». Мы «ВКонтакте». Также вы можете подписаться на нашу рассылку в богомерзком Телеграме:

Подписаться на рассылку

Комментарий администрации: может быть телеграм и богомерзкий, но удобный

#AKaras@century_arc

Фото и видеоматериалы взяты из свободных источников в образовательных целях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *