Поиски северного пути через полюс к странам дальнего востока велись давно. Первым этапом освоения северного морского пути стало открытие С. Дежнёвым пролива, отделяющего Аляску от Чукотки. Впоследствии, было выдвинуто предположение о возможности пройти через Севморпуть (примечание: здесь и далее имеется в виду именно географический путь, а не термин) к странам дальнего востока.  Проход по Севморпути давал значительный выигрыш по расстоянию и времени прохода.

Севморпуть и путь через Суэцкий канал. Ледокол может пройти по Севморпути
Северный морской путь обозначен синим — более 14 тыс. км
Альтернативный путь, использующий
Суэцкий канал — красным более 23 тыс. км. [1]

Первые попытки пройти по Севморпути были предприняты в середине XVI века англичанами Xью Уиллоби, Ричардом Ченслером. Из-за суровых условий они не смогли пройти дальше Новой Земли. Следующие 100 лет велись активные поиски севморпути, но успехом они не увенчались. Техника того времени не могла позволить человеку использовать Севморпути. 

Толчком к исследованию Севморпути стало использование паровой тяги на флоте и строительство первых паровых ледоколов, судов, специально предназначенных для прохода по льдам.

Ледокол отличается от обычного судна:

  • упрочненным корпусом, способным выдерживать давление льда на борт.
  • мощной энергетической установкой, которая дает возможность судну проходить во льдах и не зависеть от ограниченного количества топлива на борту. 
  • формой корпуса. Позволяет распределить нагрузку давящего льда, и, собственно, позволяет ледоколу колоть лед. Форма корпуса обычно делается «бочкообразной», со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии («ледовый пояс»), «ледокольной» формой носовой и «М-образной» формой кормовой оконечности. Принцип работы ледокола заключатся в «выползании» на лед и продавливанием его собственным весом. 

Естественно, паровые ледоколы заменили дизельные и атомные.

Решение о строительстве первого в мире ледокола с атомной энергетической установкой на борту было принято 20-го ноября 1953г Советом министров СССР.  Проект разрабатывался в ЦКБ-15 (п/я 619) (ныне «Айсберг») в 53-55 годах.  Ледокол получил имя «ЛЕНИН».

Ледокол «Ленин»

Конструкция «Ленина» следующая:

Ледокол — гладкопалубное судно с удлинённой средней надстройкой и двумя мачтами, в кормовой части размещена взлётно-посадочная площадка для вертолётов ледовой разведки. 4 палубы. Три гребных винта (2 бортовых и 1 средний) особо прочной конструкции.  Ядерная паропроизводительная установка водо-водяного типа, расположенная в центральной части судна, вырабатывает пар для 4 главных турбогенераторов, питающих постоянным током 3 гребных электродвигателя, приводящих в движения гребные винты. Имеются 2 автономные вспомогательные электростанции. На ледоколе установлена система дифферентных цистерн. Управление механизмами, устройствами и системами — дистанционное. Уровень автоматизации управления судном для того времени был высок.

Корпус ледокола Ленин по конструкции значительно отличается от других ледоколов отечественной постройки. Днище, борта, внутренние палубы, платформы и верхняя палуба в оконечностях набраны по поперечной системе, а верхняя палуба в средней части — по продольной. (Подробнее читайте тут)

Применение атомной энергии определило особенности внутреннего расположения энергетических, жилых и служебных помещений судна. Корпус ледокола разбит главными поперечными водонепроницаемыми переборками на двенадцать отсеков. Наружная обшивка в районе ледового пояса и прилежащие пояса выше и ниже него выполнены из стали повышенной прочности. Толщина ледового пояса 36 мм в средней части, 52 мм — в носовой и 44 мм — в кормовой оконечности.

Ледокол полностью построен на заводах Советского Союза.

Ледокол "Ленин" схема
Атомный ледокол ‘Ленин’ Схема расположения энергетических помещений:
I — турбогенераторное отделение; II — носовая электростанция; III — носовое отделение вспомогательных механизмов; IV — атомная парогенераторная установка; V — кормовое отделение вспомогательных механизмов; VI — отделение бортовых электродвигателей; VII — отделение среднего электродвигателя; VIII — кормовое турбогенераторное отделение

Реакторная установка

Первой паропроизводящей установкой на ледоколе были 3 реактора ОК 150.

Технические характеристики:

  • Топливо: 5% обогащенный уран в виде диоксида урана керамического (UO2), топливные элементы с оболочкой. При этом использовались различные облицовочные материалы: изначально цирконий, позже, из нержавеющей стали, а также сплав циркония с ниобием.
  • Загрузка топливом: от 75 до 85 килограммов
  • Производство электроэнергии: 90 мегаватт
  • Вода использовалась в качестве теплоносителя и в качестве замедлителя нейтронов. Активная зона была 1,6 м по диаметру 1 м. Она состояла из 219 топливных сборок, на общую сумму 7704 топливных таблеток. Биологическая защита из бетона.
  • Три OK -150 были использованы для питания советского ледокола Ленин в момент его запуска в 1957 году. Позже, после повреждений, вызванных ядерными авариями в 1965 и 1967, они были удалены и заменены двумя OK -900.

Основные характеристики ледокола:

Длина:
наибольшая……………………………………………………………………………………. 134,0 м
по КВЛ……………………………………………………………………………………………… 124,0 м
Ширина наибольшая……………………………………………………………………. 27,6 м
Осадка………………………………………………………………………………………………. 9,6 м
Высота борта…………………………………………………………………………………… 16,1 л
Водоизмещение……………………………………………………………………………… 17 280 т
Мощность главных турбин………………………………………………………….. 44000 л. с.
Скорость на чистой воде……………………………………………………………….18,0 уз
Упор гребных винтов на швартовах при переднем ходе………. 330 тс
Численность команды………………………………………………………………….. 151 чел
Автономность плавания………………………………………………………………. 12 мес

Нельзя сказать, что при эксплуатации все было легко и просто. На то время техника была сложная, новая, незнакомая. На ледоколе за время его использования произошло две аварии. Первая случилась в феврале 1965 года. Была частично повреждена активная зона реактора. Часть топлива была помещена на плавтехбазу «Лепсе», где оно хранится и по сей день. Вторая авария на ледоколе произошла в 1967 году. Была зафиксирована течь трубопроводов III контура реактора. Во время ликвидации протечки были нанесены серьёзные механические повреждения оборудованию реакторной установки. Было решено полностью заменить весь реакторный отсек.

За все время эксплуатации прошел 654 тыс. миль, из них во льдах 563,6 тыс. миль.

В июне 1971-го года ледокол «Ленин» первым из надводных судов прошёл севернее Северной Земли. 

Северный Ледовитый океан
Карта Северного Ледовитого океана [2]

Рейс начался в Мурманске и закончился в Певеке. Таким образом была подготовлена экспедиция ледокола «Арктика» на Северный полюс в 1977-м году.  Ледокол «Ленин» проработал 31 год и в 1990 году был выведен из эксплуатации и поставлен на вечную стоянку в Мурманске.

Атомный ледокол «Ленин» показал возможность успешного использования ядерного реактора, в качестве силовой установки для судна. Были сделаны выводы об экономической целесообразности использовании нового типа паропроизводящей установки. Следующими атомными ледоколом стали ледоколы типа «Арктика».

Рецензент: К.А. Овчинников
Тип материала: научно-популярный, переложение.

Подписаться на рассылку
Источники изображений

[1] Северный морской путь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B9_%D0%BF%D1%83%D1%82%D1%8C#/media/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Northern_Sea_Route_vs_Southern_Sea_Route.svg
[2] Северная земля [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://komanda-k.ru/%D0%BE%D1%82%D1%87%D0%B5%D1%82-%D0%BE-%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B5/%D1%81%D0%B5%D0%B2%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%BB%D1%8F

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *