Год 2020 продолжает удивлять различными катаклизмами. Центральную Россию накрыли ливни, в Китае грозит рухнуть дамба, в Монголии снова (никогда не было, и вот опять!) появилась чума, а в США третий день горит огромный десантный корабль (УДК) USS Bonhomme Richard.

Автор статьи: Нестеров Иван

USS Bonhomme Richard, военно-морская база Сан-Диего, США. Фото CNN.
USS Bonhomme Richard, военно-морская база Сан-Диего, США. Фото CNN.

УДК класса Wasp — крупные авианесущие десантные корабли флота Соединенных Штатов Америки, второй по размерам тип боевого корабля после авианосцев. Корабль такого типа несет на борту порядка 1800 морпехов с техникой, вооружением, средствами высадки и огневой поддержки — 2-3 десантных катера на воздушной подушке или до 12 десантных барж, 6-12 самолетов вертикального взлета (как раз ради переоборудования под применение новых F-35B вместо устаревающих Sea Harrier корабль и встал на ремонт), вертолеты различных типов, конвертопланы V-22 Osprey.

В настоящий момент рассматриваются различные причины происходящего, традиционно, как при всех пожарах на кораблях при обслуживании, в первую очередь винят нарушение техники безопасности при проведении сварочных работ. Пожар развивался в десантном твиндеке, сопровождался несколькими взрывами, предположительно — газовых баллонов (наличие вооружения на борту флот отрицает), быстро начал распространяться по строительным материалам и кабельным каналам, как к палубе, так и к машинному отделению. Всего за несколько часов неконтролируемое горение превратило корабль в настоящий вулкан, а дымный шлейф был даже снят пролетавшим мимо спутником. Главной угрозой считалось вовлечение в активное горение 3700 тонн топлива в цистернах корабля, поэтому мы могли наблюдать эффектную работу пожарных буксиров гавани по проливке бортов судна с целью охлаждения топлива.

В настоящий момент руководство Флота утверждает, что достигнут значительный прогресс, пожар не распространяется, и горение как минимум контролируется. Фотографии пострадавшего от огня «десантника» выглядят весьма плачевно, и высказываются серьезные опасения о невозможности ремонта и перспективе списания..

Фото из Twitter OSINTtechnical @Osinttechnical
Фото из Twitter OSINTtechnical @Osinttechnical

Как это ни странно, но на «железном» корабле огонь является одной из самых страшных угроз, пожары практически всегда приводят к тяжелым последствиям. На любом корабле имеется огромное количество пищи для огня, в виде топлива, смазочных материалов, боеприпасов, кабелей и начинки оборудования, притом щедро приправленных различными газами и воздухом высокого давления. Предлагаю совершить небольшой экскурс в историю известных пожаров на современных военных кораблях, их причинах и последствиях.

Горящий «Шеффилд»
Горящий «Шеффилд»

Один из ярких примеров фатальности пожара для современного (ну, уже условно, но тем не менее) — поражение британского эсминца Шеффилд противокорабельной ракетой во время Фолклендской войны. Мизерная, по меркам, к примеру, времен ВОВ, боевая часть ракеты, весом всего 165 килограмм спровоцировала пожар, уничтоживший практически всё внутри корабля. Попытки бороться с огнём в открытом море были неудачны, команда с корабля была снята, а сам он потерял остойчивость и затонул.

Пожар на авианосце «Форрестол»
Пожар на авианосце «Форрестол»

В 1967 году во время Вьетнамской войны авиакрыло «Форрестола» активно участвовало в боевых действиях. Боеприпасы использовались настолько активно, что на борт пришлось погрузить бомбы старого образца, взрывчатый состав в которых был менее устойчив к температуре и удару. Это могло послужить одним из факторов, усугубивших тяжесть ситуации. На палубе кипела активная работа: одновременно к вылетам готовились несколько «Фантомов» и «Скайхоков». В какой-то момент на одном из фантомов самопроизвольно сработало зажигание на одной из небольших неуправляемых ракет «Зуни», подвешенных в кассете под крылом «Фантома». Ракета ударила в подвесной топливный бак одного из «Скайхоков», спровоцировав разлив и возгорание топлива (ракета даже не взорвалась!), взрывы и воспламенение топливных баков других самолетов, а затем в огне начали взрываться и бомбы. В свою очередь, бомбы пробивали бреши в полетной палубе, горящее топливо начало стекать внутрь корпуса. Борьба с огнем длилась около 18 часов..

Пожар на атомном авианосце «Энтерпрайз». Фото National Museum of Naval Aviation.
Пожар на атомном авианосце «Энтерпрайз». Фото National Museum of Naval Aviation.

В 1969 году «успех» «Форрестола» практически полностью повторил первый атомный авианосец CVN-65 Enterprise. Причиной послужил перегрев всё той же «Зуни» под крылом «Фантома» горячим выхлопом от пускового агрегата на палубе. Последовал взрыв шестикилограммовой боевой части, от которого разрушились баки самолета, огонь привел к детонации как минимум 18 боеприпасов различного калибра, 8 из которых пробили полетную палубу и привели к распространению огня на цистерну с 23 тысячами литров авиационного топлива. Пожар был потушен усилиями команд трех кораблей (собственно «Энтерпрайза», эсминца «Роджерс» и атомного крейсера «Бэйнбридж»), последующий ремонт занял более полутора месяцев.

АПЛ Комсомолец (К-278)
АПЛ Комсомолец (К-278)

7 апреля 1989 года при следовании на глубине по неустановленной причине возник пожар в 7 отсеке АПЛ Комсомолец. В процессе аварийного всплытия огонь перекинулся на электрические коммуникации отсека, что привело к потере электропитания и хода лодки на глубине примерно 50 метров. При продувании балластных цистерн возник разрыв трубопровода воздуха высокого давления, которым пожар буквально начало «раздувать». Подлодка всплыла, штатно сработала аварийная защита реактора, но с пожаром справиться не удалось. В результате повреждений, вызванных огнем, началось затопление отсеков, и спустя примерно 6 часов после начала пожара подлодка затонула на глубине почти 1700 метров.

Индийская подлодка INS Sindhurakshak (S63)
Индийская подлодка INS Sindhurakshak (S63)

14 августа 2013, на индийской подлодке INS Sindhurakshak (S63) -дизельная подлодка проекта 877 — произошел пожар с последующим взрывом как минимум части боезапаса. причины пожара установить затруднительно, считается, что имело место нарушение правил обращения с находящимся на борту вооружением. Пожар и взрывы произошли в гавани, при подготовке подлодки к выходу в море и привели к практически полному разрушению носовой части лодки и затоплению на глубине порядка 15 метров у пирса.

© Стоп-кадр видео, опубликованного на странице "Североморск" во "ВКонтакте»
© Стоп-кадр видео, опубликованного на странице «Североморск» во «ВКонтакте»

12 декабря 2019 года произошел крупный пожар на авианосном крейсере «Адмирал Кузнецов». Считается, что пожар стал результатом нарушения при проведении сварочных работ. Площадь пожара составила около 600 квадратных метров, очаги горения располагались на нескольких палубах корабля. Тушение пожара заняло около суток, привело к увеличению расчетной длительности ремонтно — модернизационных работ на год и дополнительным расходам порядка полумиллиарда рублей. Также, как в случае с Bonhomme Richard, высказывались серьезные опасения о судьбе корабля.

Пожар на Type 075 / ©Kushigumo Akane
Пожар на Type 075 / ©Kushigumo Akane

25 сентября 2019 года на воду был спущен один из крупнейших кораблей китайского флота — УДК Type 057. А 11 апреля этого года во время работ у заводского пирса на нем произошел крупный пожар. На настоящий момент подробности происшествия всё ещё не раскрываются. По наблюдениям очевидцев, пожар был потушен сравнительно быстро, а на следующий день, 12 апреля, были оперативно ликвидированы все внешние следы пожара, в частности — следы дыма на кормовой части и надстройке. Что же, это Китай..

Последствия пожара на французской АПЛ Perle
Последствия пожара на французской АПЛ Perle

Всего за месяц до пожара в Сан-Диего, 13 июня 2020 года. К совершенно фантастическим тяжелейшим последствиям привел пожар на находящейся в сухом доке французской атомной подводной лодке Perle. Пожар, длившийся более 14 часов, привел к выгоранию буквально всего, что может гореть, вплоть до резиновой обшивки и обтекателя отсека гидроакустической системы, причем судя по фото — сама система также буквально превратилась в пепел. Что же, сжечь собственную подлодку в собственном ремонтном доке — это неплохой вариант утилизации. По утверждениям Французского флотского командования, ни ядерного топлива, ни вооружений на момент пожара на подлодке не было, выхода радиоактивных веществ не отмечено..

Подписаться на рассылку

Данный обзор не претендует на роль исчерпывающего, мне хотелось лишь отметить наиболее выдающиеся события. На момент завершения статьи Bonhomme Richard всё ещё горит..

[leyka_campaign_form id=»2315″]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *