Данная статья не пропагандирует никакую точку зрения, представляя материал исключительно в ознакомительных целях и не стремится оскорбить или задеть чьи-либо религиозные чувства.

Имена и наименования, представленные в данной статье, написаны с большой буквы в тех случаях, когда представляют собой имена собственные, то есть под Богом и Дьяволом понимаются библейские, под богом и дьяволом – образы, актуальные для множества религий и верований. 

Полночь. Тёмный подвал или заброшенный дом. Мусор и осколки битого стекла на полу. Стены, испещрённые странными символами и надписями. Разбросанные листы бумаги с непонятными письменами и странными символами. В глубине помещения на полу начерчена пятиконечная звезда, вписанная в окружность, по углам звезды горят чёрные свечи. Поодаль на пыльном полу лежит козлиный череп.

Посреди пентаграммы корчится в гипнотическом трансе, вероятно от действия тяжёлого наркотика, жертва. Вокруг пентаграммы стоит несколько человек в чёрных балахонах на голое тело. Лица их скрыты капюшонами. Взявшись за руки, они вновь и вновь повторяют слова на языке, на котором не говорят уже тысячелетия. Жертва не слышит их слов, лишь вяло водит остекленевшими глазами из стороны в сторону. Стоящие вокруг пентаграммы заканчивают произносить слова, один из них встаёт у головы жертвы. В свете свечей на его шее поблёскивает медальон с пятиконечной звездой в окружности, странными символами и головой козла, рога, уши и борода которого направлены вдоль лучей звезды. Он достаёт нож и заносит его над жертвой, желая преподнести эту невинную душу своему повелителю… 

Антон Лавей сатанинская библия

Именно так большинство людей представляют себе сатанистов, такими видят их в фильмах, сериалах, кого-то, возможно, преследуют подобные ночные кошмары. И кроме ужаса, внушаемого мыслями о подобной сцене, людей в то же время всегда манила эта запретная, тёмная жизнь, им хотелось узнать о том, что же делают эти слуги зла в ночи. Кроме ужаса, фигура сатаниста вызывала любопытство, желание во всех красках узнать подробности их чёрных ритуалов, оргий и молитв Дьяволу.


И в наше время для этого есть возможность абсолютно у каждого без необходимости рисковать собственной душой. Любой, желающий стать христианином, или же просто ознакомиться с христианством, первым делом берёт в руки книгу, которая считается его основой его основ – Библию. И книга, где изложены идеи сатанизма, существует. И тоже называется библией. Сатанинской библией. И происхождение сатанинской библии гораздо проще. Она написана человеком, являвшимся основателем первой церкви, назвавшей себя церковью Сатаны. Звали его Антон Лавей.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм
Антон Шандор Лавей

Детство и юношество Антона Лавея

Казалось, жизнь готовила его к этому с детства. С пяти лет он отличался интеллектуальным способностями и интересом к оккультизму и мистике. Также имел и музыкальный талант. Не окончив школу, в молодом возрасте, Антон Лавей присоединился к бродячему цирку, где стал помощником дрессировщика. Также он аккомпонировал вступлению многих известным артистам на органе. Позднее он освоил профессию фокусника, научился гипнозу и множеству различных трюков. Живя в атмосфере цирка и развлечений, он часто наблюдал, как мужчины, которых он видел, играя на органе при службе в церкви, молящихся и просящих избавить их от греховных побуждений, этим же вечером на представлении, пожирающих глазами полуголых танцовщиц, а затем вновь, на следующий день, молящих об избавлении от греха.

В 21 год он оставил мир представлений и устроился на факультет криминологии, а затем стал фотографом в полиции Сан-Франциско. Он увидел то, что ещё больше утвердило его в мысли, что идеи о божественной справедливости и промысле божьем имеют мало общего с наблюдаемым миром. Жертвы сумасшедших, сбитые автомобилями дети, люди, убитые родными и друзьями – всё это никак не должно было существовать в мире, где есть Бог… но существовало. Уйдя из полиции, он какое-то время играл на пианино в ночных клубах, чтобы заработать на жизнь, попутно продолжая изучать оккультизм и различные мистические сочинения. Постепенно увлечение стало интересовать многих людей, он стал вести лекции. Многие из влиятельных посетителей подобных лекций вскоре организовали «Магический круг» с Лавеем во главе. В основном они занимались поклонением Дьяволу как персонифицированному божеству.

Однако Антон Лавей имел совсем иные взгляды на то, что Сатана представляет собой. В его понимании, это была совокупность тёмных сил природы, дух прогресса и восстания. И в 1966 году, в Вальпургиеву ночь Антон Лавей объявил о создании первой в мире церкви Сатаны и принял сан священника этой церкви. Спустя три года вышла книга, в которой он изложил видение того, что есть сатанизм. Книга имела огромный успех в США и за рубежом. Потом вышли и другие – «Сатанинские ритуалы», «Сатанинская ведьма» (новое название перевода), «Записная книжка дьявола», «Сатана говорит».

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм
Обложка «Сатанинской библии» («The Satanic Bible») А. Ш. Лавея, англоязычное издание.

Найдётся ли на душу покупатель?

Что же предлагает читателю наиболее знаменитое его сочинение? Методы призыва тёмных сил из потусторонних измерений, способы продажи бессмертной души самому Дьяволу за земные блага? Не совсем…


Философия сатанизма, изложенная Лавеем в сатанинской библии далека от метафизики и нематериального настолько, насколько возможно. Столь же далека она и от традиционных общепринятых понятий о морали, долге, добре и справедливости. Вместо этого она объединяет ницшеанство, объективизм, разумный эгоизм и оккультизм.


Иными словами, отвергает коллективизм, безответный альтруизм, стремление к нематериальным целям (Богу, нирване, раю, духам предков и т д.). Сатанинская библия Лавея представляет собой отвержение религии, установку во главу собственной жизни своих личных целей, личного счастья, личного успеха, вещественных и осязаемых достижений. В качестве средств, призванных, помочь в осуществлении этого, сатанинская библия предлагает естественные людские желания, являющиеся не более чем желаниями, унаследованными от животных, интеллект и разум. Способом же разума взять под контроль и воздействовать на собственные эмоции, и эмоции других людей, способом воззвать к естественным наклонностям человека, автор видит оккультизм и «магию». Иными словами, под магией, ритуалами и подобными актами в сатанинской библии понимается лишь воздействие на иррациональную природу эмоций людей, их ощущения, чувства и состояние, а не обращение к потусторонним силам.


Лавей находит, что все качества, которые традиционно приняты в качестве греховных – гордость, алчность, гнев, чревоугодие, похоть, зависть и лень, являются источниками жажды жизни и удовольствия от неё, и вполне способны, будучи грамотно сбалансированы и подчинены разуму, служить ему на пользу, а вовсе не вести к деградации личности. Например, гордость побуждает добиваться большего, алчность – позволяет концентрировать ресурсы, гнев даёт силы преодолеть препятствия… Все эти чувства вовлекают в жизненную борьбу, которую Антон Лавей считает более достойной и настоящей, чем всевозможные духовные переживания.

О Боге и Дьяволе

Что касается самой концепции бога, то, по мнению Лавея, у разных людей и народов существует столь много точек зрения на этот счёт и за истинность всех в своё время было пролито столько крови, а в догматике каждой религии, на его взгляд, столь много противоречий, что любая идея персонифицированного бога достаточно близка к своей гибели. И сатанинская библия предлагает самому человеку занять место бога. Не счесть себя богом над всеми людьми, с какой, спрашивается, стати? Но счесть себя своим собственным богом, верить точно также, но в самого себя и свои силы. Это он находит куда более практичным и мудрым. Не просить прощенья, не каяться и не молить об избавлении или просветлении. Не стремиться к раю, не бояться ада после смерти.

Антон Лавей находит, что личность способна и вполне вправе самостоятельно изобретать тех божеств и покровителей, те силы и понятия, которые удобны ей и дают практический результат. Результат в виде полной жизни без ограничений, которые служат лишь загробному бытию, в ущерб земному.


Но как должно выглядеть существо, которое не порицает человека за его желания, не считает их грехами, а радо им, и позволяет ему с их помощью достигать земного успеха? Если нужно оформить эти установки в единую сущность, в единый абсолют, что или кто это будет? И Антон Лавей нашёл «персону», понятие с такими характеристиками. И это – Дьявол. Именно таков этот образ в мировой культуре.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм

Как построить тёмный культ

Что же касается понятия религии, Лавей проводит аналогичное умозаключение: если всё, что церковное вероучение прямо порицает: накопление богатств, благословление убийств и многое другое, находит широкое распространение в наблюдаемой им американской протестантской церкви, то не стоит ли и идею религии и церкви воспринимать свободнее и позаимствовать её в своё пользование, создав церковь, проповедующую здоровый управляемый эгоизм вместо показного альтруизма. Декларирующую не правило «относись к другим так, как ожидаешь, чтобы отнеслись к тебе», а правило «относись к другим так, как они отнеслись к тебе» и назвать её… церковью Сатаны.

И не будет лицемерия, свойственного всяческим гадалкам и экстрасенсам, снимающим с человека проклятье (устраняющим его собственное убеждение в том, что он подвергся этому проклятью) и говорящим, что они используют свой «дар» (de facto– приёмы известные фокусникам, гипнотизёрам и людям, знающим человеческую психику) в «благородных» целях (но за плату, разумеется), а не ради личного обогащения и известности. Такое изменение определений «церкви», «религии», «магии» и «чуда» устраняет данные диссонансы и даёт право существовать Церкви Сатаны и практиковать такую магию, лишённую потусторонних и возвышенных, духовных и не материальных аспектов, но имеющую прямое и вещественное воздействие на психику в не меньшей степени, чем любая церковь и любой маг и экстрасенс, не зависимо от того, как это подаётся с «духовной» или мистической точки зрения.

Антон Лавей предвидит очевидное возражение: почему бы тогда в ходе этого аттракциона неслыханной честности не назвать это учение философией, а не религией, а эту магию и церемонии, которые они практикуют — психологией, психотерапией и манипуляцией (или самоманипуляцией), а не магией, пусть и лишённой белого, чёрного, зелёного и других оттенков. И ответ сатанинской библии таков: поскольку человеку, по его мнению, ближе бытовое восприятие на уровне эмоций, ощущений и подсознательном уровне, чем на уровне фактов, логики и интеллекта, то описание действительно рабочих приёмов в терминах магии и ритуала и соответствующее их визуальное оформление будет удобнее чем научно-психологическое объяснение. А поскольку популярность и успех в обществе зависит от презентабельности и узнаваемости формы некоего комплекса взглядов и позиций, то облачить созданное мировоззрение в знакомый облик религии, а общность последователей – в церковь – также более прагматичное решение, чем называться философией, школой или каким-то совершенно новым образом.

Другое возражение: зачем, зачем брать столь странное и компрометирующее название, в умах людей связанное с кучей зверств и безумства? Безумства, как надуманного средневековой инквизицией (для красочности описания порочности отвергнувших Бога) так и реально временами практикуемого под действием этих фантазий сумасшедшими или психически неуравновешенными людьми, которых Антон Лавей относит к дьяволопоклонникам. Так сатанисты называют людей, всерьёз уверенных в том, что Дьявол, Сатана существует как персонифицированная, разумная и реагирующая на человека сущность, желающая невинных душ и принявших решение служить и поклоняться ему. Для чего смешивать в восприятии людей свой образ с ними?

Ответ – опять же, ради удобства. Имея цель взять под контроль и заставить работать на себя ради достижения земного благополучия всё то, что более всего для этого подходит – и, как следствие, всё то, что названо грехом, ибо отвлекает от пути к Богу, от заботы о загробной жизни, нет более простого способа, кроме как взять всё то, что церковь собирала под определением греха и назначить своими «благодетелями», а персону, олицетворяющую совокупность и первопричину этого греха – сделать наименованием и символом своей церкви. Получается забавный парадокс, что сатанисты видят Сатану куда менее материальным и реальным, чем авраамические религии.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм

Кто создал Дьявола?

Именно так Антон Лавей и понимал Сатану – совокупность «тёмных» (представленных в традиционной религиозной морали таковыми) наклонностей человеческой психики. Антон Лавей приводит и происхождение этого имени, как вполне подходящее: «Сатана» в переводе с древнееврейского – «противник», «обвинитель». Противником и обвинителем он и весь сатанизм должны, по мнению Лавея, стать для традиционной ортодоксальной парадигмы. Также он приводит и происхождение образа дьявола как рогатого козлоного, но антропоморфного существа.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм
Пан. Изображение с античной статуи

Прообразом его внешности был Пан – довольно безобидный и весёлый божок полей, виноделия и плотских утех из древней Греции и Рима, имевший гибридную наружность человека-козла. С приходом Римской (вот ирония то) католической церкви, все старые божества в полном составе были записаны в воинство тьмы, зло и пособников Сатаны-Люцифера – падшего ангела и прародителя греха, по версии христиан. И в итоге его наружность, со значительными изменениями, в зависимости от фантазии художника, досталась демонам. Также этому способствовало и наличие древнееврейского ритуала по принесению в жертву козла, на которого «перекладывали» грехи всех людей – «козла отпущения». А для сатанистов сюжет с восстанием Люцифера против Бога предстал в виде достойного подражания примера отказа подчиниться заветам Писания и принять на самого себя право определять свои поступки.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм
Изгнание Люцифера

В сатанинской библии Лавей также приводит множество имён дьяволов и демонов из различных мифологий. Все они имели сходные свойства – черты животных, которые и позднее нашли яркое отражение в работах, описывающих демонологию христианства. Этим он ещё раз подчёркивает связь с дикими, «животными» устремлениями человека, которые сатанист стремится не подавлять и не презирать, а использовать в своё благо. Использование предполагается отнюдь не попыткой призвать нечто подобное откуда-то, скорее, подобные образы воспринимаются как символы тех аспектов животной сущности человека, которые олицетворяют, и служат способами обращения к ним. Как маски, надеваемые не снаружи, а изнутри.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм
Данная демонология представлена в гримуаре «Лемегетон», малом ключе Соломона, относящемуся к каббалистическим ответвлениям иудаизма

Разгул греха

В отношении чувств и желаний, страстей и влечений сатанист по Лавею следует правилу «потворство вместо воздержания». Сатанист, однако, согласно сатанинской библии, вынужден будет чётко различать понятия «потворство» и «принуждение» (прим. «потворство», на мой взгляд, не вполне верное слово, достаточно точного слова, которым в данном контексте можно перевести «indulgence» в русском языке нет, ближе всего будет «позволение без чувства вины»). Отличие состоит в том, что он не следует любому влечению, какое только возникнет у него в голове – это означало бы, что желание принуждает его действовать определённым образом, а позволяет желанию реализоваться так, как сочтёт нужным. Как сочтёт нужным, а не как захотелось.

Иными словами, для сатаниста нонсенс, если он после реализации желания, жалеет о том, что сделал. Или если не он самостоятельно выбрал следовать влечению, а его собственные комплексы, ущемлённое самолюбие, страх, отчаяние или любое другое желание толкают его на действия, смысла в которых он не находит, и которые лишь становятся для него зависимостью. Такого человека Антон Лавей считает просто опасным для всех вокруг и себя в своей беспомощности. Именно поэтому, как указывает сатанинская библия, потворство желанию – это не разрешение убивать (не в целях самозащиты), насиловать, вандалить, творить дестрой и т. д. Как и не позволение напиваться до зелёных чертей или ещё каким-то образом терять над собой контроль. Любая свобода всегда будет нести за собой ответственность. Этого не отринет и сатанинская библия.  Из чего вытекает неизбежная необходимость полного самоконтроля. А естественные наклонности будут для сатаниста движущей силой, но не тем, что определяет его выбор. Автомобилем управляет водитель, а не двигатель.

сатанисты
Неожиданно

Пучина разврата

Говоря о любви и ненависти, Антон Лавей предлагает испытывать их естественным образом, не принуждая себя к любви ко всем людям, в том числе к врагам, к их беспрерывному прощению, и не стремясь искоренить ненависть, имеющую основания. Сатанинская библия предлагает обратить любовь к тем, кто заслуживает её, как и ненависть. Сексуальную составляющую сатанизм рассматривает как источник удовольствия, удовлетворения, близости. Сатанизм не предполагает никаких ограничений, на однополые, групповые связи, мастурбацию, фетишизм, мазохизм и т д. Напротив, в этом предоставляется полная свобода.

Но! Именно свобода и вносит ограничения – порицаются любые формы насилия и зависимости. Секс, по сатанинской библии, должен быть естественным желанием участников, а не проистекать из комплексов, навязчивой мании, страха, вины либо обмана, в т. ч. самообмана. Это вытекает из стремления к свободе от навязанных правил – часто именно наличие таковых порождает нездоровое запретное желание, неадекватные формы которого лишь только обосновывают необходимость запрета и служат его сохранению и ужесточению. Поэтому те, кто видит в сатанизме возможность предаться исполнению больных фантазий, которые их постоянно терзают и стремятся вырваться наружу, будут разочарованы.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм

Не всех вампиров пугает распятие

Также Антон Лавей вводит понятие «психический вампир». Под этим понимается манипулятор, требующий к себе участия и помощи, при этом не дающий ничего взамен. Никакого долга и никаких обязательств, согласно сатанинской библии, сатанист не должен чувствовать по отношению к таким людям, стремление этих людей кормиться за счёт бескорыстной доброты должно быть оставлено без ответа.

О жертвоприношениях

Что касается жертвоприношений, то Антон Лавей едко смеётся над теми, кто пытается добиться чего-то с помощью пролития крови жертвенного животного. По его замечанию, маги, ищущие психические силы в чужой агонии, просто жалки и сами скорее походят на жертву. Сатаниста подобное поведение просто недостойно. Касаемо жертвоприношения людей, то заниматься подобными глупостями не должно прийти в голову никому, следующему сатанинской библии. С какой стати?! В древнееврейских культах жертва символизировала дар Богу, но сатанист не верит ни в какую высшую духовную силу, какой смысл может иметь подобное действие? Наибольшую ценность за неимением божества для сатаниста представляет собой живое существо, в том числе он сам и ему подобные. И уж ни при каких обстоятельствах не станет он вредить ребёнку, дети в понимании Антона Лавея, ближе всего к естественной природе человека, к незамутнённому живому существованию.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм

Впрочем, есть одно подобие жертвы, которое действительно, по размышлениям Антона Лавея, имело бы смысл. Но, сложно назвать это жертвой. Речь идёт о людях, которые намерены вредить сатанисту, невзирая ни на что, не желая просто пройти мимо своей дорогой, готовые положить жизнь на это. Они, по мнению Лавея, более всего заслуживают любых неприятностей и страданий, являясь мазохистами по своей сути. Всё, что с ними произойдёт, на что они самостоятельно нарвутся в своих маниакальных попытках причинить вред другому — результат их собственного желания, и нет причин тревожиться оттого, что случится с такими людьми.

Поэтому для собственного успокоения сатанист может провести ритуал символического проклятья, чтобы чувствовать лишь удовлетворение от их саморазрушительных действий. Символически, как акт самоуспокоения и снятия стресса от их нападок, а не тыканья ножом в чьё-то тело! Иными словами, согласно сатанинской библии, как человек самостоятельно выбирает свои поступки, также роль жертвы выбрать тоже может он лишь самостоятельно, никто другой не способен сделать его жертвой, принести его в жертву. И последствия поступков каждого являются результатом его выбора. Эта мысль часто встречается и в более поздних его работах.

Чистилище

Что касается жизни после смерти, то сатанинская библия отрицает существование подобной, либо же находит её организованной таким образом, чтобы жизнь до этой самой смерти никак на неё не влияла. Если кратко, то жизнь согласно сатанинской библии – величайшая милость, а смерть – величайшая немилость. Поэтому сознательный отказ от жизни без веской на то причины, находящейся здесь, а не где-то «по ту сторону» воспринимается Антоном Лавеем как нонсенс. Отказ от эго, от желаний, наполняющих жизнь, который больше свойственен для восточных верований, также неприемлем и подобен смерти. Жизнь для него ценна своими красками, а не полным растворением в мире и деперсонификацией. Поэтому в тех случаях, когда жизнь абсолютно точно не предвещает ничего хорошего, в случае безнадёжной болезни, например, сатанизм одобряет суицид. Но никогда – как способ избежать разрешимых трудностей, временных проблем или мученическую смерть ради какой-то награды после неё. Смерть – окончательный проигрыш, награды после него быть не может.

Свирепость зверя

Разумеется, отвергая идеи креационизма и божественного происхождения человека, сатанинская библия придерживаются объяснения о происхождении и природе homo sapiens, как продукта эволюции животных. Потому все его естественные устремления полностью согласуются с естественными устремлениями и других высших млекопитающих, живущих в группах. Однако есть и отличия, которые Антон Лавей называет «божественным, духовным и интеллектуальным развитием». Под ними понимается всё то, что в человека способна вложить культура – как религиозные и мистические элементы, так и навыки абстрактного мышления и логики. Все эти явления, по мнению Антона Лавея, не находятся в устойчивом равновесии с естественными биологическими наклонностями, что часто приводит к тому что они, вооружённые бесстрашием самоотречённого фанатика, и/или оружием, созданным техническим прогрессом, приводят к чудовищным последствиям. Таково его видение современного общества.

Дьявол и церковь

Возвращаясь к образу дьявола и его происхождению, Антон Лавей замечает, что этот образ оказался исключительно удобен и присутствовал в большинстве религий и верований. Притом в неизменной роли – источника и первопричины всего зла – а именно, тех явлений и поступков людей, которые прямо противоречили заявляемым идеалам и высшей справедливости. Таким образом, дьявол служил тем самым козлом отпущения, объясняя все проблемы, с которыми сталкивались ортодоксии при описании того, что реально происходит в мире. Поэтому такую «помощь» дьявола он называет неоценимой.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм

Шабаш

Самым главным праздником для сатаниста, согласно сатанинской библии, является его собственный день рожденья. Если религиозные люди с радостью празднуют рождество, то почему бы не воспринимать с таким же удовольствием собственный день рождения человеку, относящемуся к себе аналогично? Следующими по значению праздниками, по мнению Лавея, являются Вальпургиева ночь – ночь на 1 мая, и Хэллоуин – 31 октября.

Также Антон Лавей приводит описание одного из наиболее знаменитых в обществе сатанинских ритуалов – Чёрной мессы. Ритуал считается богохульной пародией на католическую мессу, сопровождается сквернословием, поцелуями интимных частей тела друг друга, осквернением икон и… и ни один сатанист не стал бы его практиковать, по мнению Антона Лавея. Описание ритуала вместе со всеми его смачными подробностями составлено было с поразительной для того осведомлённостью пропагандой католической церкви ещё в средневековье. По замечанию автора, если бы ему ради потехи захотелось устроить психодраму или надругательство над какими-то ценностями, он нашёл бы что-то менее избитое, чем католическая месса. Аналогичное происхождение имеют и истерические слухи о похищении некрещеных младенцев, питьё крови и так далее. И уж конечно, каждый, кто следовал на костёр инквизиции по обвинению в колдовстве и поклонении Дьяволу, просто обязан был заниматься подобным, иначе и быть не могло…

Сколько же их на самом деле?

Антон Лавей высказывает мысль о том, что каждый, кто достиг чего-то, кто обрёл могущество, мог бы, наверное, называться сатанистом, раз уж поиск земных благ предрекал неизбежное попадание в ад, то как ещё тогда назвать всех и каждого, кто шёл на это намерено?

Так можно кратко обобщить изложенные Лавеем взгляды в «Сатанинской библии».

О символике

Не лишним также будет упомянуть, что авторство наиболее известного ныне сатанинского символа – равнолучевой пятиконечной звезды с вписанной внутрь головой козла и двумя описанными вокруг неё окружностями, между которыми расположены искажённые еврейские символы, также принадлежит Антону Лавею и является официальной символикой церкви Сатаны в США.
Образ козла присутствовал в описаниях сатанизма довольно давно, связан также ещё с одним крайне часто ассоциируемым с сатанизмом образом – Бафометом. Известен последний стал в ходе процесса над орденом тамплиеров в 1307 году. Их обвиняли в поклонении Бафомету – в коем инквизиция ничуть не колебаясь, признала самого Дьявола. Тамплиеров, конечно, сожгли на кострах. Но почему-то в их виновности присутствуют серьёзные сомнения, ведь устранение ордена тамплиеров пришлось весьма на руку тогдашнему королю Франции Филиппу IV…

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм
Сожжение двух тамплиеров. Миниатюра из «Хроник Сен-Дени». Кон. XIV века
Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм
Собственно, «виновник» торжества. Хотя возможно «виновница». Так или иначе, внешний вид демона известен из работы оккультиста, жившего спустя пять веков после процесса над тамплиерами. А именно, голова козла со свечой сверху, тело женщины, козлиные ноги и пару крыльев. Автор – Элифас Леви, 1854 г.
Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм
А здесь уже современность. Одна из родственных лавеевской церкви (Church of Satan) сатанинских организаций – Сатанинский храм (The Satanic Temple), провела акцию перед Капитолием в Оклахоме, после установки там памятника 10 заповедям. Сатанисты предложили, для соблюдения конституционно закреплённого религиозного плюрализма, поставить там же и бронзовую статую Бафомета. После окончания акции, статую они убрали

Резюме

Какой итог можно подвести для данной философии и возможно религии? 

На мой взгляд, сатанизм в изложении Лавея представляет собой уникальное явление. Тем, что одновременно и является религией, и не является таковой. Он использует все атрибуты и приёмы религии или культа, но при этом не имеет никакой веры в сверхъестественное и духовное. Он не имеет в себе ни толики фундаментализма, не считает свою позицию обязательной или желательной для всех, олицетворяя свободу вместо догмы. Он организован как церковь, но имеет в своей основе атеистическую, материалистическую, а также объективистическую философскую основы. Он практикует магию, основанную на осознанном самообмане для достижения реальной цели, подобно представлению, цирковому трюку, шоу. Он создан как нечто принципиально новое, но созданное из элементов, которым более тысячелетия. Он реабилитирует те наклонности человека, которые веками были неприемлемы и безрезультатно подавляемы. И бросает вызов тем, которые веками воспевались в качестве добродетелей. И ничего удивительного, что в тот момент, когда только произошла смена эпох, после слома старого миропорядка и рождения нового, когда коллективистическую парадигму сменили идеи личного успеха и развития, эти концепции пользовались таким спросом. Церковь Сатаны существует с тех самых пор, никуда не исчезая.

Что можно сказать об актуальности данных идей?

Научное сообщество по всему миру давно придерживается утверждения о происхождении человека в результате эволюции животных (для любителей теорий заговора – это всё виноваты сатанисты!!!), однако социал-дарвинистские идеи Ницше в духе «человек человеку волк» уже достаточно давно далеки от представлений об эволюции видов. «Выживает сильнейший» — идея, которая в общественном сознании пятном стоит на дарвинизме, но в корне ему противоречит. В ходе естественного отбора выживает самый приспособленный. Что не одно и то же. Человек же является самым социальным видом из всех, именно это определило наш прогресс. И именно кооперация, взаимопомощь и взаимодополнение сделали человечество доминирующим видом на планете.

Впрочем, и сам Лавей не утверждает, что сатанист делает лишь то, что нужно ему одному. С точки зрения рационального эгоизма, предпочтительнее объединять усилия с единомышленниками. И разве создание церкви Сатаны не является объединением единомышленников? Так или иначе, сменив жёсткий ницшеанский индивидуальный эгоизм на эгоизм разумный и рациональный, представляющий собой более стабильную эволюционную стратегию, можно получить вполне современную философию, актуальную в индивидуалистическом обществе.

А что касается оккультизма, мистики и магии… Потребность именно такой терминологии и оформления Лавей обосновал, во-первых, тем, что это проще для эмоционального восприятия, необходимого для достижения результата, а во-вторых, для привязки к работам более древних исследователей тёмных глубин человеческого разума. Можно наверное сказать, что сейчас всё меньше людей верит в чудеса, и усомниться в нужности такого оформления этой философии и практики.

Что то что приводило в трепет жителя средневековья, вряд ли вызовет такой эмоциональный отклик у человека, привыкшего к мощным стимулам современности. Вместе с тем, сейчас всё то, что Лавей назвал бы сатанинской магией, наполняет наш мир не под этим названием. Исследования в психологии и восприятии человека, изучение его чувств, желаний и увлечений породили нейромаркетинг, телешоу, видеоигры и многое-многое другое. Все те влияния запахов, образов, звуков и символов на принятие человеком решений и его состояние, которые изучал Лавей и которые он обобщил понятием «магии», уже используется людьми, не имеющими к сатанизму никакого отношения, кроме… полного соответствия его философии личной выгоды.

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм

Таким образом, сатанизм может восприниматься как гротескная или забавная предтеча происходящему в мире, как странная форма восприятия обыденных вещей, а может – и как то, что было всегда, но теперь набирает силу и уже захватило наш мир. Вопрос здесь только в терминологии, но отнюдь не в происходящем…

Антон Лавей сатанинская библия сатанизм Сатана сатанисты эгоизм оккультизм
во славу…

Читайте также:

Как консерватизм U. S. Army погубил начинания зарождавшейся армии НАТО

3D печать в строительстве

изображения в статье взяты из:
http://www.chernayamagiya.com.ua/
www.churchofsatan.com
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D1%8F
http://dore.artpassions.net/
https://pikabu.ru/story/vera_ona_takaya_6957789
http://greece-mifs.ru/ar34/page341.html
https://draven.ucoz.org/photo/5
https://www.diary.ru/~slednasnegu/p208739724.htm?oam
https://vk.com/mysterious_conditions?z=photo-114913332_457490146%2Falbum-114913332_00%2Frev
https://tlgrm.ru/stickers
https://pikabu.ru/story/chernota__5723639
https://www.yaplakal.com/forum2/st/75/topic1881096.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%B5%D1%80%D1%8B
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D1%84%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82
https://pikabu.ru/story/v_littlrok_shtat_arizona_ssha_otkryili_pamyatnik_bafometu_6097271
https://pikabu.ru/story/avtor_neizvesten_5929584

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *